***
Luigi Ghirri
Il profilo delle nuvole
Immagini di un paesaggio italiano
testi di Gianni Celati
-Feltrinelli Editore Milano, Italy-1989
ISBN 99-07-42057-0

Эта книга - подсказка для господ бильд-редакторов изданий по регионам России. Чтобы издать красивую книгу с видами местностей для начала нужно:
А. Иметь очень красивые фотографии (желательно чтобы их автор владел в совершенстве техникой и печатью цветной фотографии и был прекрасно образован в области истории искусств (живописи, архитектуры) той местности, которую снимает)
Б. Иметь точную концепцию издания (вне политики – она уходит в текст издания, и вне литературы (для этого тоже есть текст)) – просто изобразительная концепция – что может быть проще?
Тогда, вполне возможно, лет через пятнадцать после выхода первой книги такого рода Ваше издательство сможет сделать простую и красивую книжку про любимый город или речку, целую область (за нее не будет стыдно ни заказчику, ни авторам) – книжку вроде той, что вышла аж десять лет назад в маленьком, но очень престижном издательстве Feltrinelli у фотографа Луиджи Джирри. Сейчас его выставка по мотивам книги (такое тоже бывает в фотографической практике) прошла на фестивале в Мадриде.
Старая Италия, пейзажи, будто на фресках Пьеро делла Франчеки, комнатки, как в фильмах неореалистов, цветной свет на стенах домов, как будто Джирри учился у Слюсарева. Но весь альбом (и выставка) производят впечатление неспешного и очень личного рассказа от первого лица. Листание альбома превращается в путешествие по северной Италии в компании образованного и остроумного гида, который не применит заметить о сходстве реальности и высокого итальянского искусства прошлого. Разновременные ассоциации – как раз то, что намеренно подчеркнуто фотографом, чтобы доставить удовольствие зрителю, который, конечно же, отправляется в путешествие по Италии за впечатлениями по истории искусств.

***
Espejismos de los Imperios - Valery y Natasha Cherkashin
Exposicion - Evgeny Berezner
Catalogo - coordinacion Alejandro Castellote\ PHE00
textos - Irina Tchmyreva
Caja Madrid, Madrid, 2000
ISBN 84-5321-157
M-25322-2000

Каталог фотохудожников Валерия и Натальи Черкашиных, изданный в рамках издательской программы международного фотографического фестиваля в Мадриде. Как и выставка в Мадриде, он был подготовлен зам. директором РОСИЗО по фотографическим проектам и коллекциям Евгением Березнером. Это первое издание за более чем десять лет существования творческого проекта Черкашиных показывающее развитие их творчества, от первых экспериментальных работ в области живописи и фотографии до свежей инсталляции об империи-Испании (из серии "Миражи империй"). Каталог сопровождается подробной биографией художников.

***
Harry Callahan
exposicion - Carlos Gollonet
catalogo - coordination Concha Gomez
textos - Keith F.Davis, Carlos Gollonet
edita fundacion "La Caixa", Barcelona 2000
ISBN 84-7664-691-7
DL: M-24451-2000

Экспозиция Гарри Каллахана в Испании, которой и посвящен выход в свет этого издания, событие чрезвычайное. Каллахан – художник, чье творчество целиком выразилось в фотографии, он – мастер и съемки, и отпечатка. Переезжая из города в город, живя в сити и маленьких заштатных городках Соединенных Штатов, он снимал себя и свою прекрасную семью, дома и окна, траву и деревья. В нем нашло свое выражение то предназначение художника "говорить о вечности через каждый предмет, которого касается и коснулась рука Творца", которое отличает минималистов в музыке, Уайета в живописи. Каллахан – американец, соединивший в себе романтическое сосредоточение на красоте пустоты, которое было доступно первым переселенцам перед лицом неба и земли Америки, и композитор, улавливающий очарование одной линии-одной ноты травинки на фоне воды или сухого листа на фоне снега. Каталог, изданный в Барселоне, представляет разные стороны его пути в фотографии. Выстроенный хронологически, он отличается чистотой и точностью монтажа фотографий на разворотах и соединений текста и снимков в статьях первой части издания.

***
National Geographic Photographs
The MILESTONES
Leah Bendavid-Val, Robert A.Sobieszek, Carole Naggar, Anne H.Noy, Ferdinand Protzman, Fred Ritchin
NGS, Washington, USA
ISBN 0-7922-7521-7
ISBN 0-7922-7520-9
TR790.N37 1999
779--dc21

"Вехи". Они бывают не только в судьбе русской интеллигенции, но и в жизни знаменитого американского Общества, на протяжении ХХ века объединяющего издательский дом, образовательные и туристические программы и сотни известных фотографов по всему миру. Приятно сознавать, что материалы из России нашли свое место в этом "кирпиче", где под одной обложкой собрано более 300 фотографий. В этом году, накануне Миллениума особенно популярны издания, соединяющие в себе историю в фотографиях, фотографии как знаки технического развития и совершенства человеческой цивилизации и просто "красивые" фотографии. Кураторам издания, а среди них и глава отдела книгоиздания National Geographic, Лия Бендэвид-Вэл, куратор выставки "Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х годов в СССР и США", и известные кураторы и консультанты фотографических отделов музеев, например, Кароль Нэгэр, удалось избежать механического соединения "трех компонентов успеха" фотоальбома. Книга имеет интересное текстовое сопровождение, согласно которому и развивается визуальный ряд. Текст, в свою очередь, рассказывает, как проходило становление фотографии в National Geographic под влиянием исторических событий, развития техники, с появлением новых интересных фотографов, с открытием все новых дальних уголков земного шара, и наконец, с выходом человека в космос.

***
Arnold Newman
essay by Philip Brookman
TASCHEN, Koln 2000
ISBN 3-8228-7193-1

Арнольд Ньюман – культовый фотограф для снимающих политический и официальный портреты известных персонажей; человек, соединивший в фотографии холодную иронию по поводу своих моделей и уважительное, подчеркнуто уважительное, отношение к ним. Пожалуй, именно в этом обобщающем издании видно, как складывался его путь к славе самого официального портретиста, а заодно – и путь одиночки, слишком независимого, чтобы стать частью клана снимающихся, и слишком осторожного, чтобы быть знаменем анархических портретистов и репортеров младшего поколения.
Альбом включает более 200 фотографий, хронологию работ и биографию фотографа.

***
Ceska fotograficka Avantgarda 1918-1948
concepcia and vyber fotografii V.Birgys
text V.Birgus and etc.
KANT, Praga
ISBN 80-86217-11-6

Книга Владимира Биргуса, пражского историка фотографии и куратора, вышла уже на чешском, немецком и английском языках, и стала победителем международного конкурса изданий в рамках фотографического фестиваля в Барселоне. Это престижное мировое состязание в фотографичности книг по фотографии "Чешский фотографический авангард 1918-1948" прошел с таким блеском в силу, вероятно, двух причин. Во-первых, благодаря максимальной насыщенности новейшей фотографической информацией, представляющей интерес как для историков и диллеров фотографии, так и для современных действующих фотографов, и, во-вторых, будучи изданием, где текст, представляющий собой тематическую монографию, и фотографии разных авторов соединены органично, в единую ритмическую и смысловую конструкцию.
После нескольких известных, но не всегда удачных изданий по композиции в фотографии, эта книга, с избытком несущая самую идею фотографической композиции (столь развитую и в теории, и на практике как раз в эпоху авангарда), может стать великолепным пособием по практической фотографии.

***
Attika
Photographs by Kosta Ordolis
Texts by Dimitris Pinions and etc.
INDIKTOS, Athenes, 1998
ISBN 960-518-047-2

Среди многих современных черно-белых изданий, представляющих фотографию на стыке репортажа и жанра художественной документалистики, книга Ордолиса – гимн - на фоне романов, повестей и рассказов. Форма построения определена самой темой фотографа – свет над Аттикой.
Греция – жемчужина мировой культуры и современный центр мирового туризма. В фотографиях Ордолиса соединяются мраморные статуи и толпы туристов, среди которых и современные греки – туристы, посещающие прошлое собственной страны. Толстые тела людей и руины могли бы стать предметом гротеска, но пронизанные лучами солнца они превращаются в сияющие глыбы, единые в своей природе, происхождении из греческой земли. Подход Ордолиса к фотографии соблазнителен – простые сюжеты, панорамное отстраненное видение, много пустоты и мало действия. На первый взгляд может показаться, что школа фотоклуба "Новатор" и другие семидесятнические объединения русской фотографии схожи с ним по стилю. Но это впечатление обманчиво. Пустоты фотографа сродни паузам в театре – только хорошему актеру под силу их выдержать, наполняя значительностью и завораживая зрителя. Собственно, его фотографии и не претендуют на звание репортажа (где ценность в сюжете), они – простая, существующая столько же, сколько и сама фотография, история о свете. Свет – как бог фотографии. Каков бы ни был сюжет снимка – он появился и остался благодаря свету.
Присутствие в иных фотографиях Ордолиса странно движущихся фигур людей напоминает о Картье-Брессоне, но лишь придает остроту (и человечность) световых историй греческого фотографа.