Горбатый кит. Острова Вавау, архипелаг Тонга, юг Тихого Океана © Michaela Skovranova

Глядя на фотографии Михаэлы Сковрановой (Michaela Skovranova), легко инстинктивно почувствовать сказочное ощущение погружения. Вы можете практически почувствовать себя окруженным прохладной водой, и двигаться сквозь её толщу в молчании. Под водой все ощущения меняются – визуальные впечатления усиливаются или, наоборот, притупляются, акустика меняется из-за давления воды, а осязание усиливается благодаря сочетанию подводной невесомости и сопротивлению среды, не говоря о температуре. Это мир, обладающий особенной атмосферой, и временами совершенно чуждый для нас.

Море, говорит она, «освобождение чего-то, что невозможно для меня где-нибудь ещё».

Занимаясь в первую очередь фотографированием природы, г-жа Сковранова попала в необычную ситуацию в январе 2016 года. Она отправилась в Антарктику для съёмок подводной жизни, но бурный рост («цветение») микроскопических водорослей сорвал эти планы. Вода стала совсем непрозрачной, так что, несмотря на ежедневные погружения, она была практически вынуждена снимать и надводный мир – две стороны этой пустынной, холодной страны. На этих фотографиях видны загадочные фактуры льда и скал, как над поверхностью воды, так и под ней, на фоне, где невозможно понять, небо это или море. Движущиеся фигуры тоже похоже на тени и трудно определимы – кусок ли это льда, или голова кита?

Фотографии г-жи Сковрановой не имеют ровно ничего общего с яркими, цветными изображениями кораллов и тропических рыбок. Вместо этого они наполнены поэтическим настроением тишины и пустынности, и нужно совершенно по-иному смотреть на мир, чтобы понять красоту этих работ.

Под водой в Антарктике © Michaela Skovranova

Некоторые из них оставляют впечатление плавания в небесах: «Я забыла о звёздах, когда нашла свои собственные в глубинах моря», – пишет автор об этом проекте, который был назван «Край Света» (“The End of the World”) и спонсирован Австралийским филиалом «Олимпус»

Это впечатление – одна из причин, подвигнувших г-жу Сковранову фотографировать подводный мир. «Это расширяет моё пространство – и думаю, позволяет мне лучше ощущать окружающий мир, – говорит она. – Я перестала слишком много думать и стала больше жить моментом». (О да, беда всех «зелёных» и не только, в том, что они «перестали думать» – А.К.).

В Антарктике, говорит она, дни такие длинные, что легко потерять чувство времени, а огромные пространства дополняют «иномирные» декорации. «Это на самом деле ощущается так, словно я выдернута из своей обычной жизни».

Г-жа Сковранова начала фотографировать из-за своей семьи. Её отец вёл туристический бизнес и занимался фотографией природы в Словакии, где жила семья до переезда в Австралию, когда Михаеле было 13 лет. Через несколько лет она начала снимать под влиянием старшей сестры.

«Фотография – это хороший путь общения, связи с людьми, так что я стала её использовать в качестве такого инструмента, – говорит она. – Я попробовала, наверное, сотню разных жизней в течение одной благодаря камере».

В Австралии она впервые оказалась живущей возле океана, и морской мир очаровал её. Она раз за разом приходила в Аквариум в Сиднее, чтобы посмотреть на морских животных, а особенно – на весёлого тюленя, который в её присутствии любил играть в пузырьках воздуха от аэратора – и понимала, что должна увидеть их в естественной среде. Она получила аттестат в 2009 и стала фотографировать под водой в 2015, проработав до того несколько лет графическим дизайнером и фотографом-фрилансером.

Айсберг в Антарктике © Michaela Skovranova

Фотографирование подводного мира позволяет г-же Сковрановой выразить то, что не удаётся нигде  больше. «У людей, похоже, эволюционно обусловленная реакция на воду, и кроме всего прочего, она автоматически приводит их в медитативное состояние», – говорит она, имея в виду рефлекс, срабатывающий у млекопитающих при нырянии, благодаря которому кровь при погружении в воду отливает от конечностей для лучшего снабжения кислородом сердца и мозга.

«Похоже, у меня просто не было выбора, и эта тема вызывает во мне больший резонанс, чем что-либо, – говорит она. – Из всех видов фотографии, которыми мне пришлось заниматься, именно подводная фотография ощущается, как самая естественная для меня».

С такой страстью она исследует разные стороны подводного мира, как в индивидуальных проектах, так и выполняя заказы, запечатлевая как абстрактную красоту движений воды, так и тяжеловесную грацию китов или изящество морских львов.

Оставаясь сейчас связанной с океаном, она всё же расширяет фокус своей работы на другие темы, продолжая документировать окружающую природную среду.

«Я люблю показывать красивые и уникальные вещи со всего мира».

Перевод с английского Александра Курловича

Под водой в Антарктике © Michaela Skovranova

Под водой в Антарктике © Michaela Skovranova

Антарктика © Michaela Skovranova

Лес ламинарий © Michaela Skovranova

Могилы на острове Десепшен, старинном китобойном форпосте на Южных Шетландских осторовах в Антарктике. Это затопленная кальдера активного вулкана © Michaela Skovranova

Детёныш горбатого кита, острова Вавау © Michaela Skovranova

Самка горбатого кита с детёнышем, Вавау © Michaela Skovranova

Под водой в Байрон-Бей, Новый Южный Уэльс, Австралия © Michaela Skovranova

Морские львы у острова Хопкинс, Австралия. Съёмка делалась по заказу «Гринпис» © Michaela Skovranova