Прежде, чем направить свой объектив на освещение сложного политического и социального ландшафта современной Турции при создании серии «Параллельные состояния» (“The Parallel State”), фотограф Гай Мартин (Guy Martin) провёл несколько лет, документируя революции в Ливии, Египте и других частях Северной Африки и Среднего Востока. В апреле 2011 года он был тяжело ранен, попав под миномётный обстрел в Ливии – и после этого фотографу пришлось отступить «шаг назад», взяв передышку от участия в таком опасном деле, как фотожкрналистика на Среднем Востоке.

Практически целый год потребовался на то, чтобы Мартин снова смог ходить. Еще через полгода он почувствовал, что ещё не снял все свои фотографии. Так, в 2012, в конце года, он приехал в Стамбул и начал работать над «Параллельными состояниями».

Через пять лет, эта многогранная серия получила приз «Новое открытие 2017» на фотографическом фестивале в Арле. Любопытствуя узнать больше, команда LensCulture поймала Мартина на открытии его выставки в Арле и прошла по экспозиции вместе с ним, слушая авторские комментарии по сложным и глубоким работам, отражающим «параллельные структуры» Турции.

Серия включает как документальные фотографии, снятые на улицах, так и стилизованные под документальность – запечатленные на съёмках популярной мыльной оперы «Со Временем» (As Time Goes By).

Сочетая постановочные фото и съёмки протестных выступлений, например в парке Таксим-Гези, работа Мартина показывает некоторую театральность протеста. Например, был случай, когда фотограф увидел парня, страдающего от действия слезоточивого газа. При этом его товарищи больше были озабочены не тем, как ему помочь, а тем, чтобы фотографу было удобнее всё снять.

В конечном счёте, проект Мартина позволяет исследовать феномен «пост-правды», столь же реальный и пугающий в Турции, как и во всём мире. Что в телевизионных шоу, что в реальных уличных протестах, мы чувствуем нарастающий разрыв между идеей и реальным её воплощением.

Перевод с английского Александра Курловича

Стена дома в юго-восточном городе Диарбакир, повреждённая при столкновениях между группами, подконтрольными Рабочей Партии Курдистана, и силами безопасности. © Guy Martin

белый автомобиль «Рено» едет по дороге в южной Анатолии. © Guy Martin

Окно дома в Стамбуле, подсвеченное телеэкраном. Эта улица – очень частая декорация для киносъёмки, например, здесь снимались многие сцены сериала «Шпион, выйди вон!» («Tinker Tailor Soldier Spy», дословно – «Лудильщик, портной, солдат, шпион»). © Guy Martin

Человек, нарушающий комендантский час в юго-восточном районе Турции, освещённый фонарём. © Guy Martin

Горы в центральной Турции по пути в Эрзум. © Guy Martin

Мотылёк на подоконнике, Райз, побережье Чёрного моря. © Guy Martin

Люди, подошедшие к окнам квартир после взрывов двух террористов-самоубийц в Диарбакире.

Ветка дерева в парке Гези, Стамбул. © Guy Martin

Охранник отеля возле парка Гези, Стамбул, 2013. © Guy Martin

Баллон со слезоточивым газом, сработавший на пути сотен протестующих вблизи парка Гези, Стамбул. © Guy Martin

Похищенная женщина идёт к месту казни. Съёмки сериала «Со Временем», телеканал D кабельного телевидения, Стамбул. © Guy Martin

Группа мужчин, ожидающих обмена заложниками, в Стамбуле. © Guy Martin

Казнённая женщина, сериал «Со Временем». © Guy Martin

Муж, успокаивающий жену дома в постели. Стамбул. © Guy Martin

Женщина, сбитая машиной, окраина Стамбула. © Guy Martin

Актриса, отдыхающая в своём кресле после съёмки сцены горячего спора/ссоры с экранным мужем, сериал «Со Временем». © Guy Martin