Фидель Кастро, Гавана, 1964. Photo © 2017 Elliott Erwitt/Magnum Photos. From the book Cuba by Elliott Erwitt, published by teNeues.

В первый раз фотограф из «Магнум» поехал в Гавану в 1964 году по приглашению Фиделя Кастро. Почти 50 лет спустя он вернулся туда снова. Эллиотт Эрвитт (Elliot Erwitt) выступил 9 Ноября в программе «Разговор с художником» (artist talks) на Пари Фото.

«Я не начинаю с идеи, – объясняет Эллиотт Эрвитт. – Я фотографирую, а затем смотрю на результат и собираю работы в историю».

Этот метод верно служил ему на протяжении всей карьеры. Родился он у Париже в 1928 году в семье эмигрантов из России. Детство провёл в Милане, затем вместе с семьёй эмигрировал в США через Францию. Впервые он попробовал свои силы в фотоиндустрии, будучи старшеклассником, затем собрал профессиональное портфолио пока служил в Войсках Связи в Европе. После присоединения к фотоагентству «Магнум» в 1953 году он продолжал использовать свой безошибочный стиль, снимая самых разных людей – от Мерилин Монро до Президентов США.

Сейчас, в возрасте 89 лет, он предпочитает, чтобы его обширная коллекция работ говорила сама за себя, и его новая подборка, «Куба», не стала исключением. «Я сделал множество фотографий, а затем сел и провёл редакторский отбор. Всё как обычно, – говорит Эрвитт. – [Книга] показалась мне хорошей идеей, раз уж я всё равно собрался ехать на Кубу».

Музей Революции, Гавана, 2015. Photo © 2017 Elliott Erwitt/Magnum Photos. From the book Cuba by Elliott Erwitt, published by teNeues.
Музей Революции, Гавана, 2015. Photo © 2017 Elliott Erwitt/Magnum Photos. From the book Cuba by Elliott Erwitt, published by teNeues.

Эрвитт впервые приехал на Кубу в 1964 году. Тогда он по приглашению Фиделя Кастро оставался в Гаване и снимал по заданию «Ньюсвик». На этот раз он совершил две поездки на остров, в 2015 и 2016 годах, путешествуя уже по всей стране и документируя её жизнь, не ограничиваясь одной столицей. Изданная в результате книга включает фотографии как из первой, так и из нынешних поездок, показывая, помимо прочего, постоянство авторского стиля.

«Гавана изменилась, но интерьер страны так же беден и так же интересен, как и был, – говорит Эрвитт. – Я проехал весь путь до Гуантанамо и видел условия в стране. Они не сильно изменились, в то время как в Гаване многое сделано, множество разрушающихся зданий восстановлены и возвращены к жизни».

Он добавляет, что кубинцы очень красивы, доброжелательны и гостеприимны. При этом во время первой поездки они поначалу были более прохладны, что и понятно в разгар Холодной Войны, через два года после Карибского кризиса. «Я был там, когда быть там было трудно. Американские граждане не допускались на остров, и кубинцы не особо рады были видеть журналистов, – говорит он. – Это было интересное время».

Он говорит, что был привычен к этому, много раз бывая за Железным Занавесом – но Куба сильно отличалась явной харизматичностью лидеров. «Фидель Кастро был очень фотогеничен, такой киноковбой, – говорит он. – Интересный человек, очевидно, и очень общительный».

Че Гевара, Гавана, 1964. Photo © 2017 Elliott Erwitt/Magnum Photos. From the book Cuba by Elliott Erwitt, published by teNeues.

«Было очень необычно оказаться с ними (Кастро и Че Геварой) в одной комнате, – продолжает он. – Че был тогда одержим идеей заставить другие страны последовать примеру Кубы. Они были готовы фотографироваться, снимать было очень легко. Звёзд вообще снимать легче – они привыкли к вниманию, съёмочным группам и тому подобному».

Эти фотографии Эрвитта часто постановочные, как и многие другие портреты в книге. Но помимо этого, на них «то, что было перед камерой», говорит автор. Это путь съёмки, который он предпочитал всегда, просто реагировать на то, что видишь, а не следовать планам и наброскам. «Ты не можешь ло времени решить, что будешь делать, – говорит Эрвитт. – Ты должен ловить удачу. Фотографу надо быть удачливым, и я могу сказать это о себе».

Я спросил его о политической стороне его работы, о том, что он снимал вождей кубинской революции и нищету народа, увиденную на острове; он отрекался от любых скрытых мотивов, и даже какой-либо возможности предсказать реакцию публики. «Я не знаю, и не особо забочусь об этом, – сказал он. – Я не мыслю в этих больших терминах».

«Я делаю свою работу, и надеюсь, это к лучшему. Я надеюсь, что мой взгляд более личный, правдивый и менее очевидный. Я надеюсь, что если кому-то интересна Куба этих лет, и он хочет увидеть личный взгляд на этих людей и настроение страны, он получит это из моих картинок. Если это получится, это прекрасно».

Книга Эллиотта Эрвитта «Куба» издана teNeues и продается за € 69.90 http://books-teneues.com/cuba-by-elliott-erwitt/

Перевод с английского Александра Курловича

Оардинг, Хатибонико, Санкти Спиритус, 2016. Photo © 2017 Elliott Erwitt/Magnum Photos. From the book Cuba by Elliott Erwitt, published by teNeues.

Кафе, дорога на Виниалес, Пинар дель Рио, 2015. Photo © 2017 Elliott Erwitt/Magnum Photos. From the book Cuba by Elliott Erwitt, published by teNeues.

Пожилые танцоры, Санта Амалия, William’s place, Гавана, 2015. Photo © 2017 Elliott Erwitt/Magnum Photos. From the book Cuba by Elliott Erwitt, published by teNeues.

Финка Ильделиса, Пио Куа, Матансас, 2016. Photo © 2017 Elliott Erwitt/Magnum Photos. From the book Cuba by Elliott Erwitt, published by teNeues.
Финка Ильделиса, Пио Куа, Матансас, 2016. Photo © 2017 Elliott Erwitt/Magnum Photos. From the book Cuba by Elliott Erwitt, published by teNeues.

Обложка книги. Че Гевара, 1964 Photo © 2017 Elliott Erwitt/Magnum Photos. From the book Cuba by Elliott Erwitt, published by teNeues.