Серж Головач
Серж Головач
В этом году в Москве только закрылась Вторая биеннале современного искусства, как начался Пятый международный фотофестиваль «Мода и стиль в фотографии». «Глянцевый» фотограф Серж Головач отметился и там, и там. В рамках последнего, 4 апреля в культурном центре «Дом» открылась его выставка «Колебания». Серж работает сериями, поэтому все фотографии классически черно-белые и без названий. Они здесь и не нужны. Фотографии говорят сами за себя. Там любовь. Чаще в постели, чему очень способствует узкий формат фотографий. Такой формат, кстати, — ноу-хау Головача. Вместо панорамных съемок природы, он показывает панораму человека и окружающего его пространства. Два человека, слившихся в одно целое, лежа или просто сидя рядом. А иногда и один человек, с зеркалом, куклой или собакой. Есть даже с деньгами. И это все тоже о любви. Фотографии отпечатаны на материи, обрамлены кружевом и развешаны на бельевой веревке. Не из причуды автора, просто сами фотографии вырезаны в форме панталон. Головач на вопрос «почему?» ответил так: «Ну, это же выставка „Мода и стиль в фотографии“. Сначала планировались семейные трусы, но на фотографиях много женщин, да и мужчины такие…изящные. Поэтому, мы решили сделать кружевные панталоны.» А вот я, если честно, сразу трусы-то и не увидела. Изначально подумалось, что это повязки на глаза в духе балов при французском дворе. И, кстати, представлять, что это именно они, гораздо приятней. Ведь глаза — зеркало души, а трусы отсылают несколько ниже.

Паскаль Ростэн, Бруно Мурон. «ТРЭШ»
Паскаль Ростэн, Бруно Мурон. «ТРЭШ»
Фонд «Екатерина» на фестивале «Мода и стиль в фотографии» представил три проекта. Не знаю, стремились ли к этому кураторы, но у них получилось перешагнуть барьер плоского светового изображения. Каждый из представленных авторов по-своему обращается с ним, и все — достаточно вольно. Паскаль Ростэн, Бруно Мурон со своим многолетним проектом «ТРЭШ». Они собирают мусор знаменитостей, раскладывают его и снимают. Это работа скорее не фотографа, а художника или социолога -исследовательская, а не эстетическая. Авторы рассказывают любопытным зрителям об известных личностях по-своему. Например, пивные бутылки, пачки от сигарет и куча писем — Джек Николсон. Еда из «Макдональдса» и одновременно молоко с витаминами, и ряды бутылок из-под минералки -Мадонна почти 20 лет назад. А некоторые, представьте себе, едят быстрорастворимую лапшу. Такое влезание в личную жизнь даже интимней фото-проекта Вероники Вьяль «Мужчины до 10 утра». Потому что непредсказуемо. Если мыслить рамками фотографии, то Паскаль и Бруно делают что-то среднее между снимками папарацци и рекламной фотографией. Кстати, Бруно Мурон и Паскаль Ростэн в свое время работали папарацци в журнале Paris Match. Что интересно, так же, как и в случае с прессой, ради своей забавы общество закрывает глаза на «желтые» методы работы.

Сара Мун в фонде «Екатерина» представила проект «Русалка Одервиля. По мотивам сказки Г. Х. Андерсена» — фильм и фотографии к нему. Подписи к фотографиям — это фразы из фильма. Сару в Москве любят и совсем не хочется опровергать ее талант фотографа. Тем более, что сейчас в «Манеже» представлены очень хорошие ее работы для фэшн-индустрии. Но данная экспозиция это все-таки иллюстрации к фильму. Сами по себе они не столь ценны. А если еще разбить серию и рассматривать фото по одной… С одной стороны, они выполнены в характерном для Сары стиле — темная тональность, крупные планы и размытые изображения. А с другой стороны, то, самое главное, что ценится в фотографии, утеряно. Ее не хочется забрать прямо с выставки и унести домой. Только если выносить все оптом, но лучше уж переселяться жить в галерею.

Марсиаль Шеррье. «Взлети или умри»
Марсиаль Шеррье. «Взлети или умри»
Еще в рамках «Мода и стиль в фотографии» фонд представил работы Марсиаля Шеррье. «Взлети или умри» — это маленькие бумажные фигурки бодибилдеров, прикрепленные к макетам бабочек. Идея заявлена как известное (видимо, в мире спорта) сравнение именно бодибилдеров с бабочками. Аналогии слабые, а уж к теме фестиваля эти работы имеют еще меньше отношения, чем все остальное.

Зато идеально соответствует фестивалю выставка в галерее имени Зураба Церетели, что являет собой неплохой контраст с плохим обслуживающим персоналом и лубочного типа картинами на стенах. Галерея выделила несколько своих залов под фотографии известных работников модной индустрии. В их числе Влад Королев, Саша Мановцева, Олег Хорошев, Михаил Королев и другие . Целый зал отдан «глянцевым» фотографиям Владимира Фридкеса. Это известные фотосессии для журналов Vogue, Harper?s Bazaar, L?Officiel и прочих. Они хорошо известны целевой аудитории глянцевых журналов — молодым девушкам, которые пользуются своими знаниями и на выставке рассказывают своим спутникам о невыставленных фотографиях из тех же фотосессий. Владимир Мишуков заполняет пространство фотографиями двух дам -Земфиры Рамазановой и Ульяны Лопаткиной. Прима-балерина Большого театра и рок-певица показаны хрупкими и немного отчужденными. Он подчеркивает это отсутствием цвета или холодной гаммой.

Кроме того, на выставке представлен проект одной из самых любимых арт-персон Ольги Свибловой, директора Московского дома фотографии. То ли художница, то ли фотограф Юлия Бочкова работает в жанре мобилографии, то есть снимает на мобильный телефон людей и раскрашивает получившиеся фотографии специальным световым пером. В этот раз она прошлась им по знаменитостям, и получился проект Mobile Stars.

Франсуа-Мари Банье
Франсуа-Мари Банье
«Манеж» припас для фестиваля самое сладкое и непременно зарубежное -Франсуа-Мари Банье, ретроспективу Нормана Паркинсона и сборную выставку «Театр моды». Банье использует классические приемы фотографии — игру на контрасте и подобии предметов и людей, ритмику построения однородных предметов, мастерски находит необычных моделей и подмечает интересные детали. К примеру, его «Улица Левер». Женщина с бананами на голове (или это шляпка?) и в верхе от купальника, имитирующем грозди бананов. Плюс сетчатые колготки и отсутствие юбки. Или «Мадлен Кастен» — женщина в ночной рубашке, со спутанными волосами и слишком сильно накрашенными ресницами. Но известный парижский декоратор Мадлен, похожая чертами лица на Инну Чурикову, обладает сильным магнетическим взглядом, а значит — окружающее не важно. Вообще, Банье видит красоту и элегантность как истинный француз. Он замечает сапоги на каблуках у стоящей перед священником бабушки. Все бы ничего, но бабушка в плаще и с рюкзаком за спиной. На целых пяти фотографиях Франсуа-Мари запечатлевает приготовления зрелой дамы к принятию солнечных ванн. Ее красивое не по годам тело и стройные ноги.

На выставке «Театр моды» в «Манеже» собраны разношерстные фотографы. Там и Сара Мун, и Дебора Турбевилль, и Франсуаза Югье. И переходящий из одной выставки Московского дома фотографии в другую Жерар Юфера. Последний раз он выставлялся МДФ на выставке избранного, проходившей в ноябре прошлого года. Британский фотограф Норман Паркинсон — легенда фотографии, и этим все сказано. Он обыгрывал тени, помещал головы в нижний край фотографии, исследовал расцветки, оттенки одного цвета, фактуры, темы. То есть, делал все, чтобы сделать модную фотографию интересной. И добился этого к концу 1930-х годов. Поэтому он абсолютно точно sine qua non модной фотографии.