Холдин Ю.И.
Фрески Руси. Дионисий.
Золотой век иконописи, XIV-XV вв.\ Проспект-каталог фотографической выставки в Государственной Третьяковской галерее, 16 февраля — 19 марта 2006 г. —
М., Фонд «Фрески Руси». — 2006г.
— 176 стр.
(Проект «Свет фресок Дионисия — миру»).
На русс. и англ. яз.
ISBN 5-90392-01-2


Фонд «Фрески Руси» работает по благословению Патриарха Алексия. Фонд публикует книги по истории древнерусского искусства и проводит выставки; в центре внимания деятельности фонда — творчество Преподобного иконописца Дионисия, работавшего в Москве и в Ферапонтове, что под Вологдой. Казалось бы, как эта древность связана с фотографией? Самым непосредственным образом.

Все, кто когда-либо сталкивался с репродукционной фотографией, особенно иконописи, задавался вопросом, почему результат так далек от того, что видит глаз? Независимо от того, приходилось ли Вам делать снимки памятников или рассматривать их отпечатки в альбомах, воздвигалось что-то вроде стены между памятником, если Вам посчастливилось его видеть собственными глазами, и его несовершенной «копией». В очередной раз, приходилось, пожимая плечами, делать скидку на несовершенство фотографии, которая, якобы, не в состоянии отразить…Фотография фотографии рознь, как говаривал один мой знакомый, «ворон — не муж вороны, а совсем другая птица». Юрий Холдин, фотограф и издатель, по совместительству директор фонда «Фрески Руси», в очередной раз доказал это утверждение.

Оказывается, что большинство «копейных» снимков делаются с памятников древнерусской иконописи… в темноте, с использованием искусственного студийного света, что лишает оригиналы их собственной светоносности. Кроме того, фрагментирование композиции по принципу «лица и фигуры отдельно», «фон отдельно», «детали орнамента отдельно» лишает композиции смысла. А он-то для икон — и есть назначение. И возникает удивительный, бессмысленный в своей многозначительности феномен фотосъемки-раздробления целостного впечатления. С этим Холдин поспорил и победил в споре, создав выставку, что была в Третьяковской галерее в Москве в феврале-марте этого года, и выпустив книги на основе современной съемки внутри Собора Рождества Богородица в Ферапонтовом монастыре. Холдин работал днем, буквально собирая, фокусируя дневной свет и стремясь при цифровой доработке сохранить цветность, сохранившуюся во впечатлении. Этот подход только на первый взгляд кажется субъективным, на самом деле, вся теория восприятия искусства ХХ века, весь опыт психологии видения, разработанный за последнюю сотню лет свидетельствует об обратном. Начиная с импрессионистов художники и фотографы стремились как можно ближе подойти к точности передачи впечатления как данности. И, несмотря на секулярность этих опытов, оказывались необыкновенно блики к богословской проблематике восприятия и света.

Также Холдин работал над съемкой в соборе при непосредственном участии научных консультантов, не только искусствоведов, историков, но богословов, знание которых позволило вычленять целостные фрагменты композиции, не обрывая смысла внутри них. Холдин едва ли не впервые сделал съемку, которая сохранила композиционные связи внутри росписей собора, основанных на Акафисте Богородице. Акафист «поглавно» был запечатлен в виде отдельных сцен, также он был перенесен и в фотографии. Это не означает, что в этот раз не были сняты отдельно лики, руки, детали росписей, но акцент при съемке был сделан не на их изобразительных, но иконографических, символических значениях.

Поэтому каталог выставки «Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, XIV-XV вв.» оказался уникальным изданием, соединяющим техническое совершенство современной фотографической и полиграфической техники, современный взгляд на проблему восприятия изображения как текста и знание, которое вернулось в историю искусства благодаря возвращению богословского и философского наследия русской школы.