Фото: Иван Чарин
Фото: Иван Чарин

В мае 2015 года в Санкт-Петербурге на базе кафедры кино- и фотоискусства Государственного института культуры прошла конференция «После (пост)фотографии», посвященная разнообразным аспектам исследования фотографии в контексте теории/философии культуры и визуальных исследований.

Термин «постфотография», обыгрывающийся в названии конференции, относительно молод, но весьма распространён. Впервые он был использован Уильямом Митчеллом в его труде «The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-Photographic Era»[2], в котором рассматривались последствия прихода цифровых технологий, которые, по мнению автора, изменяют саму суть фотографии1. В более поздних трудах других авторов предлагается несколько иной подход к осмыслению современного состояния фотографии, в котором дигитальная основа технологии более не выступает главным критерием отделения «постфотографии» от «фотографии» как таковой. Речь идет в гораздо большей степени о практиках создания, распространения, разглядывания фотографий, об изменениях как значений этих практик, так и самих изображений. Термин «пост-фотография», в таком случае, указывает на изменение функций фотографии: от мемориальной функции к коммуникативной, от истинной копии реальности — к средству создания виртуальных или гибридных картинок, от архива — к «фотостриму», от фиксации социального обряда или подтверждения единства группы — к концентрации на эфемерном, обыденном, незначительном [6]. «Постфотография» — это кроме всего прочего и период, когда «чистую» фотографию (изображение, полученное фотографическим способом) всё более нецелесообразно отделять от других изображений — основанных на фотографии, но по сути не фотографических, или наоборот, визуально похожих на фотографию, но созданных компьютерным способом. В области визуальных исследований (visual studies) возникают попытки уйти от дробления «по технологиям» к более расширенной теории «образа» (где образ не обязательно ограничивается визуальной составляющей)2.

Обращение к термину «постфотография» в названии конференции означало не только возможность обращения к теме цифровой фотографии и информационных технологий, но и попытку обозначить некую точку отсчета для анализа значений и смыслов современной фотографии как очень обширной среды и современного состояния в изучении этого феномена. Так, одной из задач конференции было введение в научный оборот важных зарубежных и недавних отечественных и переводных публикаций.

Во многом благодаря изначально заданному широкому спектру возможных тем конференция стала платформой для очень разнообразной по направлениям дискуссии о фотографии с точки зрения актуальных направлений визуальных исследований/теории культуры. Такой плюрализм не всегда удобен и целесообразен, но в данном случае был обусловлен тем, что конференция стала своего рода точкой отсчета, первым подобным академическим мероприятием в нашем городе. Кроме того, это позволило сгруппировать поданные заявки по секциям в соответствии с наиболее часто встречающимися темами и областями исследования. Одной из таких тем стала «философия фотографии» — термин, на данный момент имеющий собственную традицию в отечественной литературе (см.работы Валерия Подороги, Валерия Савчука, Елены Петровской и проч.), и область исследований, задающая точку зрения на происходящее в мире изображений сегодня.

Еще одной тенденцией, которая нашла отражение и на конференции, является обращение теоретических исследований к анализу произведений современного визуального искусства, в том числе фотографии и медиаискусства, использующего в полной мере достижения «эпохи цифры». А кроме того — за пределами художественных практик — к разнообразным практикам и способам существования изображений в области современных фото- и информационных технологий: от компьютерных игр до «селфи» и фото-мемов3 до технологий машинного восприятия и реагирования на изображение. Здесь теория фотографии подтверждает свою способность быть «прикладной» сферой исследований, живо откликающейся на современные культурные тенденции.

И еще одно важное направление, без которого невозможны актуальные исследования теории фотографии — это переосмысление фотографического наследия с позиции современной гуманитарной мысли. Это направление особенно важно для российского контекста: только малая часть отечественного фотографического наследия в данный момент исследована и выведена в научный оборот, не говоря уже о том, что в хрестоматийных вариантах изложения истории медиума российская фотография появляется лишь спорадически4.

Можно надеяться, что конференция «После (пост)фотографии» станет своего рода отправной точкой точкой для осмысления не только современных технологий создания изображений, но и современных значений, современных интерпретаций объектов визуальной культуры, в том числе фотографического материала ХIХ и XX века с позиции современной теории фотографии.

Видеозаписи докладов конференции: http://conference.fotografika.su/video/

Организаторы конференции благодарят за поддержку:

Руководство Санкт-Петербургского государственного института культуры

Генеральное консульство Норвегии в Санкт-Петербурге

Генеральное консульство Швейцарии в Санкт-Петербурге

Генеральное консульство Финляндии и Институт Финляндии в Санкт-Петербурге


1 Также см: [3, 4, 5]

2 Для примера можно обратиться к книгам того же Уильяма Митчелла «Теория изображения» [6] или «Иконология. Изображение, текст, идеология» [7]

3 См., например, полностью посвященный теме интернет-мемов недавний выпуск журнала «Journal of Visual Culture» [8] или работу о влиянии практик, связанных с распространением цифровой фотографии в сети, на эстетические вкусы массового пользователя Интернета [9]

4 На сегодняшний день, пожалуй, единственной серьёзной и современной публикацией по истории российской фотографии можно считать книгу «Русская светопись» [10] Е.В.Бархатовой, которая, увы, существует пока только в русскоязычном варианте.


Список литературы:

1. Batchen G. Each Wild Idea: Writing, Photography, History. – Cambridge, London: MIT Press, 2002.

2. Mitchell, William J. The Reconfigured Eye: Visual Truth in the Post-Photographic Era. The MIT Press, 1992.

3. Lunenfeld P. Digitale Fotografie. Das dubitative Bild. In: Wolf, Herta (Hrsg.): Paradigma Fotografie. Fotokritikam Ende des fotografischen Zeitalters. Band 1. Frankfurt/M., 2002.

4. Hagen W. Die Entropie der Fotografie. Skizzen zu einer Genealogie der digital-elektronischen Bildaufzeichnung.In: Wolf, Herta (Hrsg.): Paradigma Fotografie. Fotokritik am Ende des fotografischen Zeitalters. Band 1. –Frankfurt/M., 2002.

5. Manovich L. The Paradoxes of Digital Photography // Photography After Photography. Каталог выставки. - G+B Arts, Munich,1996

6. W.J.T.Mitchell. Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation. - University of Chicago Press, 1995

7. W.J.T.Mitchell. Iconology: Image, Text, Ideology. - University of Chicago Press, 1987

8. Journal of Visual Studies. Internet Memes. http://vcu.sagepub.com/content/13/3.toc

9. Murray, Susan. “Digital Images, Photo-Sharing, and Our Shifting Notions of Everyday Aesthetics.” Journal of Visual Culture 7.2 (2008): 147-163.

10. Е.В. Бархатова. «Русская светопись. Первый век фотоискусства 1839-1914». - М: Лики России, 2009