© Sophie Calle. Из проекта Cash Machine
© Sophie Calle. Из проекта Cash Machine

В известной французской галерее Galerie Perrotin, располагающей несколькими выставочными пространствами в разных концах заменого шара, открылась персональная выставка концептуалистки Софи Каль / Sophie Calle, на этот раз в Гонконге.

В экспозиции зрителям предложены как широко известные работы художницы, так и новые творения. Так одна из стен экспозиционного пространства полностью закрыта многочисленными снимками из проекта «Банкомат» / Cash Machine, начатого художницей в 1988 году и дополненного спустя 6 лет фильмом «Незаконченное» / Unfinished, который она сняла совместно с итальянцем Фабио Балдуччи / Fabio Balducci. Изначально проект состоял из ряда задокументированных скрытой камерой портретов людей, совершающих операции в банкоматах. По словам Каль, это была серия мимолетных вторжений в повседневный опыт людей, который весьма схож с актом входа в исповедальню. Однако для сохранения собственного художественного стиля художнице этого было недостаточно – ей требовалось добавить что-то к этой документации, и этим чем-то стало видео. Ткань фильма – диалоги, в ходе которых Каль задавала своим респондентам – банковским служащим и обычным пользователям банкоматов – вопрос о том, что они чувствуют и о чем думают во время транзакций, дабы соотнести описания с зафиксированным на скрытые камеры, а также обнажить некоторую сентиментальность процесса. По мере развертывания интервью разоблачается восприятие людьми ценности денег как таковых, а также вскрывается табуированный характер обсуждаемой темы.

Тему отношения к деньгам и его влиянию на мотивацию и поведение людей художница продолжает в двух новых работах, созданных для выставки – «Самоубийство» / Suicide и «Секрет» / Secret. В основе Suicide лежит установленный полицией факт того, что решившиеся на самоубийство из-за безответной любви отличаются от тех, для кого мотивом являются денежные долги. «Любовные» утопленники чаще всего в последний момент хотят изменить свое решение – цепляясь пальцами за пирсы, утопленники-должники идут на дно, как бетонная плита.

Secret, с другой стороны, представляет собой два сейфа, установленные в доме влюбленной пары. В каждом из сейфов лежит свидетельство о секрете, которым поделился с Каль каждый из партнеров. Любовники будут вынуждены жить вместе, зная о тайне другого, которая в то же время еще и находится в непосредственной близости без возможности ее раскрыть (кодом к сейфу обладает только художница). При этом восприятие самого художественного произведения является будто бы удвоением описанной ситуации: произведение не может быть увидено полностью, но при этом должно быть разгадано.

Вид экспозиции Sophie Calle. Проект Voir la mer. Courtesy Galerie Perrotin
Вид экспозиции Sophie Calle. Проект Voir la mer. Courtesy Galerie Perrotin

Своеобразным раскрытием тайны, откровением стал для героев проекта «Увидеть океан» / Voir la mer (2010) опыт созерцания морской глади. Каль сняла 15 почти статичных видео-портретов, на которых люди, живущие и работающие в Стамбуле, впервые созерцают стихию. Зритель видит их сначала со спины, затем те медленно разворачиваются. На их лицах написан след «первого раза» – след, оставленный ритуальным событием, подобным инициации.

Софи Каль с конца 1970-х годов работает с фотографией, видео, текстами, объектами. Ее работы демонстрировались на многочисленных персональных выставках, международных фестивалях; обладательница множества международных премий и наград в том числе знаменитой Hasselblad Award (2010).

Выставка продлится до 10 января 2015 года.