Vincent Cianni. Anthony Hitting on Giselle, Vivien Waiting, Lorimer Street, Williamsburg, Brooklyn, 1996. George Eastman House International Museum of Photography & Film
Vincent Cianni. Anthony Hitting on Giselle, Vivien Waiting, Lorimer Street, Williamsburg, Brooklyn, 1996. George Eastman House International Museum of Photography & Film

Эта выставка не только про гендер, убеждают ее кураторы Элисон Нордстром / Alison Nordstrom и Джессика Джонстон / Jessica Johnston. Экспозиция, говорят они, в первую очередь повествует о любви к фотографии и раскрывает по-новому коллекцию Дома Джорджа Истмена. И тем не менее «Гендерный показ» / The Gender Show, на днях открывшийся в прославленном музее Рочестера, насквозь пронизан заявленной в названии тематикой, которая с самого начала находила свое проявление в фотоискусстве. Именно поэтому проект вобрал в себя не только и не столько работы современных авторов, активно развивающих проблемы гендерной идентичности в различных направлениях, а прежде всего произведения классиков и анонимные снимки, самые ранние из коих сделаны были в позапрошлом столетии.

В общей сложности выставка охватывает временной период более 170 лет, позволяя с помощью богатого собрания Дома Джорджа Истмена пошагово исследовать культурные и социальные ландшафты, где формулировались и трансформировались представления о сексуальности и половых аспектах, как архетипичные, так и неординарные взгляды на них.

Из отобранных для экспозиции 156 изображений свыше 130 кадров принадлежат непосредственно музейным фондам, однако небольшая часть произведений предоставлена для показа Брюсом Барнсом / Bruce Barnes, возглавившим институцию в декабре прошлого года. Его вклад в проект — это фотографии актуальных ныне художников, без присутствия которых выставка, по мнению кураторов, не казалась бы такой завершенной и гармоничной. Как не была бы она цельной и без участия снимков, способствовавших продвижению артистов на исходе девятнадцатого столетия или в изобилии использовавшихся рекламной индустрией в XX веке. В числе последних оказались, например, работы Виктора Кепплера, одного из успешнейших американских коммерческих авторов, при упоминании имени которого в у многих в памяти всплывают яркие образы стереотипных домохозяек.

Мотив подчеркивания традиционных гендерных ролей наблюдается, естественно, не только в подобных рекламных изображениях, но и на фотографиях классиков документального снимка. Достаточно взглянуть на кадр, сделанный Мэри Эллен Марк в 1987-м. На нем запечатлены брат и сестра. Он крутится возле боксерской груши, закрепленной на дереве, вероятно, на заднем дворе дома. Она же стоит рядом и показывает на камеру свое белоснежное платье с плиссированной юбочкой. Куда уж тривиальнее.

Марк и Кепплер, безусловно, стали не единственными большими именами в экспозиции. «Гендерный показ» составили фотографии и Эдварда Стайхена, Ричарда Аведона, Роберта Франка, Джулии Маргарет Кэмерон, Льюиса Хайна (примечателен его снимок мальчиков, учащихся кулинарному мастерству), Энди Уорхола, Синди Шерман, Сьюзен Мейселас, Марка Гудмена и уже более современных художников вроде Джессики Тодд Харпер и Сиг Харви.

Выставка The Gender Show открыта в Доме Джорджа Истмена до 13 октября.