Первый же нью-йоркский показ серии Арне Свенсона / Arne Svenson «Соседи» / The Neighbors, случившийся в мае этого года, стал событием резонансным. Впрочем, споры вокруг работы американца идут не художественные, а все больше касающиеся правовых вопросов. Ситуация понятная: получив от друга в подарок телеобъектив для съемки птиц, автор нашел новой технике применение, не выходя из собственной квартиры, откуда занялся фотографированием жителей апартаментов в здании TriBeCa, находившемся прямо напротив его дома на Манхэттене.

Никаких неприличностей в финальной выборке проекта нет. Изображения Свенсона пристойны и даже целомудренны, а персонажи на них — спящие, беседующие по телефону, баюкающие плюшевую игрушку — остаются анонимными. Чаще всего герои «Соседей» видны со спины, иногда сквозь грязное оконное стекло можно разглядеть их нижнюю челюсть или ноги под столом с накрытым на нем завтраком, а порой через задернутые легкие шторки различимы лишь очертания фигур. В этих работах, очень модернистских по своей эстетике, вообще нет ничего лишнего. Они максимально плотно кадрированы, благодаря чему удерживают концентрированное действие.

Однако выставка Арне вновь запустила старую дискуссию, подогреваемую тем, что некоторые из людей, попавших в объектив, все-таки опознали себя на снимках. Вопрос, интересующий многих, предельно ясен: это искусство или банальное вторжение в частную жизнь?

Критику подобного рода фотографам приходится слышать не в первый и, надо полагать, не в последний раз. Наверняка та же проблема волновала и тех, кто в свое время видел серию Dirty Windows Мерри Алперн / Merry Alpern, снимавшей в середине 1990-х окна секс-клуба неподалеку от Уолл-стрит. Еще более ранние «Парк» Кохэя Йошиюки / Kohei Yoskiyuki и портреты пассажиров метро, сделанные Уолкером Эвансом, не были столь радикальны, но реакцию породили схожую. Странно, если бы случилось иначе. В конце концов, фотография — это всегда процесс слежки, которую от вуайеризма отделяет слишком тонкая граница.

Арне Свенсон, похоже, осознает это хорошо, намеренно не идентифицируя своих героев. И в то же время он делает любопытное замечание: «Ньюйоркцы — мастера того, чтобы быть и наблюдателями, и наблюдаемыми. Мы живем столь близко друг к другу, что контакт неизбежен. Я обнаружил этот симбиоз зрителя и созерцателя только здесь. Мы понимаем, что конфиденциальность зыбка и что стекло действительно является прозрачным. Неудивительно, что стрит-фотография родилась тут».

Выставка The Neighbors открыта в галерее Julie Saul Gallery в Нью-Йорке до 29 июня.