В гонконгской галерее Blindspot Gallery открылась экспозиция под названием «Новая основа: Китайская авангардная фотография 1980–1990-х годов» / New Framework: Chinese Avant-garde Photography 1980s-90s.

Выставка, собранная известным в стране куратором и фотографом Жун Жуном / RongRong, представляет более восьмидесяти работ двенадцати художников, в сущности, ставших пионерами экспериментального фотоискусства у себя на родине. В эту дюжину, чьи кадры уже признаны классическими, не входит ни один разменявший, например, девятый десяток мастер, каковых можно обнаружить в составе европейских или американских ретроспектив. Передовая китайской фотографии — авторы относительно молодые. Самому старшему из них исполнилось 57 лет, возраст самого младшего — 42 года. В этом нет ничего удивительного: с 1940-х до конца 1970-х изображения в КНР использовались исключительно в пропагандистских целях, а камеры не были распространены среди рядовых граждан.

Этапным событием, которое стало возможно благодаря экономическим и культурным реформам в государстве и задало вектор для дальнейшего развития китайского фотоискусства, оказалась пекинская выставка 1979 года, где снимки людей и природы уже не были наделены политической окраской. Однако настоящие перемены пришли с наступлением 1980-х — периода, способствовавшего развитию направления новой документальной фотографии в стране. Впрочем, уже представители этого течения не демонстрировали простую фиксацию окружающей действительности. Их работа развивалась в плоскости соединения реальности и фикции, документа и эксперимента. Сделанные на улицах, пропитанные абсурдностью ситуаций кадры Гу Женга / Gu Zheng, Хань Ли / Han Lei и Мо Йи / Mo Yi, снимки Жао Лианга / Zhao Liang, запечатлевшие различные слои общества, как раз являют собой яркие примеры этого течения, с которым теперь знакомит выставка в Blindspot Gallery.

Расцвет непосредственно концептуальной фотографии произошел в Китае уже в начале 1990-х. Все ключевые процессы в этой области связаны были главным образом с художественным сообществом Ист-Виллидж — своего рода артистическим поселением, сформировавшимся в восточной части Пекина и объединившим группу авангардистов. Провокационные работы Ай Вейвея, вдохновленные опытом традиционной живописи изображения Хонг Ли / Hong Lei, созданные в различных техниках произведения Цзян Зи / Jiang Zhi, театральные фотографии Женг Гоугу / Zheng Guogu, на которых тот играл со своими друзьями в молодежные банды, — проекты всех этих авторов также представлены в рамках гонконгской экспозиции.

Выставка New Framework: Chinese Avant-garde Photography 1980s-90s открыта до 22 июня.