На минувшей неделе Жоан Фонткуберта / Joan Fontcuberta присоединился к галерее лауреатов Hasselblad Award, став 33-м по счету обладателем этой престижнейшей премии, вручающейся с 1980 года. Он был награжден денежной суммой в 1 миллион шведских крон, что равнозначно примерно 110 000 евро или 143 000 долларов. Частью его приза станут также персональная выставка в Hasselblad Center Музея искусств Гетеборга в Швеции, запланированная на октябрь, и выпуск книги в независимом издательстве Mack.

Сам Фонткуберта, родившийся в Барселоне в 1955 году, предпочитает называть себя не столько фотографом, сколько концептуальным художником, использующим изображение в качестве ключевого способа для своих высказываний. К этому самоопределению Жоана было бы разумно добавить также и характеристику «мистификатор».

В сущности, весь творческий путь каталонца представляет собой череду проектов, испытывающих зрительское доверие к фотографии и знакомящих с остроумными визуальными историями, искусно созданными именитым выдумщиком. Среди подобных работ Фонткуберты наиболее убедительным примером считается, несомненно, «Спутник» 1997 года, изрядно наделавший шума на родине его автора и за ее пределами. Книга с таким названием вобрала в себя детально сфальсифицированную документацию рассказа о советском космонавте Иване Источникове (русскоязычная транскрипция имени художника), таинственно исчезнувшем в конце 1960-х во время одного из полетов, а потому вычеркнутом советскими властями из истории страны. От пропавшего без вести осталась только пустая бутылка водки с запиской, летавшая за пределами поврежденного метеоритом корабля «Союз-2».

Выставка по мотивам проекта «Спутник» включала псевдоархивные снимки и якобы личные вещи космонавта и демонстрировалась по обе стороны Атлантики. Повсюду ее встречала неоднозначная реакция, а один из российских дипломатов после посещения экспозиции был крайне возмущен обидным изображением славного советского прошлого. Несмотря на то, что некоторые из фактов недвусмысленно указывали на мистифицированность истории, в нее, тем не менее, искренне поверили, а ведущие национальные СМИ на полном серьезе писали и снимали об Источникове программы.

Другой образец удачного вымысла Фонткуберты — серия «Фауна», выполненная десятью годами ранее «Спутника». В ней автор «восстановил» давно потерянный архив немецкого зоолога (ученый тоже бесследно сгинул), каталогизировавший ряд уникальных животных. Опрос 20-30-летних образованных посетителей Музея естественных наук в Барселоне показал, что треть из них посчитала, будто показанные существа могли в действительности когда-то жить. На кадрах тем временем были запечатлены обезьяна-единорог, летающий слон, примат-кентавр, змея о двенадцати ногах (в анфас и в профиль, разумеется) и створчатая раковина, хватающая рыбу-добычу двумя руками.

Комментируя свой выбор, судейская коллегия, определявшая имя победителя Hasselblad Award в нынешний раз, назвала известного каталонца одним из самых изобретательных авторов современности, за плечами которого более трех десятков лет непрерывных исследований фотографического медиума. «Его работы отличают оригинальные и ироничные концептуальные подходы. Он оспаривает идеи науки и фантастики в своих междисциплинарных проектах, выходящих далеко за пределы галерейного пространства. В дополнение к своей фотографической практике Жоан Фонткуберта является писателем, преподавателем и куратором, вдохновляющим молодое поколение», — также заметили члены жюри, в чей состав в этом году вошли Уте Эскильдсен / Ute Eskildsen (глава департамента фотографии немецкого музея Фолькванг), Томас Джошуа Купер / Thomas Joshua Cooper (профессор Школы искусств в Глазго), Агнес Сир / Agnès Sire (директор Фонда Анри Картье-Брессона) и Марсель Фейл / Marcel Feil (заместитель директора музея Foam Amsterdam).

Предыдущим призером Hasselblad Award был признан британец Пол Грэм / Paul Graham.