Он не только не планировал становиться художником, но и офицером органов правопорядка, в сущности, оказался случайно.

Уроженец кантона Нидвальден, выходец из многодетной семьи, глава которой был лесником, Арнольд Одерматт / Arnold Odermatt ученичествовал у местного кондитера, однако внезапно проявившая себя аллергия не позволила ему связать свою жизнь с этой профессией, и в 1948 году швейцарец устроился на работу в полицию, где в итоге прослужил более четырех десятков лет. Выступая в качестве эксперта отдела дорожно-транспортных происшествий, он начал брать на выезды к месту автомобильных аварий свою среднеформатную камеру Rolleiflex, некогда выигранную им в конкурсе. Его увлеченность фотографией, распространившаяся таким образом и на документацию последствий ДТП, сразу же вызвала подозрение и недоумение у коллег, не понимавших порыва их сослуживца улучшить рапорты о случившихся катастрофах с помощью снимков. Одерматт был вызван на ковер к начальству, откуда вышел, убедив боссов в необходимости использовать свои кадры в отчетах. Довольно скоро Арнольду позволили переоборудовать под лабораторию помещение старого туалета в наблюдательном пункте Штанса, а когда пост перевели в новое здание, швейцарец стал первым в стране полицейским фотографом, получившим собственную темную комнату.

Вплоть до своего выхода на пенсию в 1992-м Одерматт формировал библиотеку из сотен изображений, сделанных им на месте дорожно-транспортных происшествий. На его снимках, в отличие от работ американского репортера-криминалиста Уиджи / Weegee, никогда не было ни крови, ни человеческих тел. Кадры Арнольда, позднее составившие книгу «Столкновение» / Karambolage, всегда казались скорее не тревожными свидетельствами произошедшего, а умиротворенными черно-белыми пейзажами с участием смятых в лепешку бамперов и разбитых машин, плавающих в озере на фоне совершенных горных ландшафтов.

В объектив фотографа, помимо прочего, попадали и будни швейцарской полиции, и мгновения частной жизни самого Одерматта. Все эти снимки широкой публике стали известны только в 1990-х, когда сын Арнольда обнаружил пленки уже ушедшего со службы отца и организовал ему в 1998-м большую персональную выставку во Франкфурте-на-Майне. Там же автором заинтересовался известный арт-куратор Харальд Зееман / Harald Szeemann, взявший фотографии бывшего полицейского на Венецианскую биеннале 2001 года.

Групповые и индивидуальные экспозиции, три книги, выпущенные представительным европейским издательством Steidl, множество премий и наград — в короткий срок уже престарелый Арнольд Одерматт стал одним из наиболее примечательных фотографических открытий. Легендой, столь долгое время существовавшей в тени.

Ретроспективная выставка швейцарца открыта в страсбургской галерее La Chambre до 3 марта 2013 года.