Оно Людвиг / Ono Ludwig — пример автора, в чьей карьере получение стипендии для художников приобрело решающее значение. В 2009-м он оказался среди участников мастер-класса доктора Евы Махн — искусствоведа, фотографа и преподавателя образовательной институции Werkakademie Leipzig. Одним из заданий учебной программы стало создание собственной камеры-обскуры, что в результате и вдохновило Людвига на дальнейшие творческие изыскания. На протяжении трех лет Оно, используя простейшее фотографическое устройство, работает над серией автопортретов, получившей название «Множество „я“» / Multiple I.

Художник признается, что выбранное им для проекта техническое средство превращает процесс съемки в столь захватывающее действо, на которое не способна шустрая цифровая аппаратура. «Вы не можете сразу увидеть, является ли полученное изображение достаточно хорошим. Вам необходимо проявить его, и впервые только на контакт-листе вы сможете обнаружить, имеет ли картинка какой-либо потенциал или нет. Благодаря этому вы фотографируете совсем иначе», — говорит Людвиг. «Мир становится слишком условным, если кто-то делает тысячу цифровых снимков, а потом удаляет все, кроме одного», — добавляет он.

Проект «Множество „я“», выходя за рамки гендерных границ, раскрывает двойственность внешнего и внутреннего, видимого и сокрытого, трогательного и гротескного, реального и вымышленного, вуайеристского и эксгибиционистского. Казалось бы, особенности камеры-обскуры, предполагающей время экспозиции от десяти секунд до одной минуты, должны были ограничить возможности художника, на деле же они лишь предоставили ему свободу и позволили создать фотографии, полные драматического напряжения.

Multiple I — это театральное представление, спектакль одного актера, одновременно серьезный и ироничный, и в нем Людвиг, показывая диапазон своих амплуа, последовательно примеряет на себя кардинальные образы. Он то играет в забавного мистера Понго, покрывая себя пятнами и делая реверанс в сторону «101 далматинца», то в отчаянии хватается за голову, изводимую мигренью, то представляется циклопом, то, нацепив высокий парик, прикидывается Эми Уайнхаус, посвящая этот автопортрет своей ныне почившей матери. «Она не умерла рано, хотя я хотел, чтобы так случилось, когда порой смотрел на ее старые фотографии 1960-х годов, где она красивая молодая женщина. Она была алкоголичкой и проституткой. Я часто задавался вопросом, что бы с ней могло стать, не выйди она замуж за этого садиста, моего отчима, — откровенно вспоминает Оно. — В конечном счете автопортрет предоставляет мне попытку понять свою мать».

Выставка работ Оно Людвига только что завершилась в берлинской галерее Pflüger68 и планирует вскоре отправиться в Лейпциг.