С самого момента своего образования в 1999 году сценический коллектив DuvTeatern идет наперекор всем привычным для зрителей представлениям о театре. Работая, как правило, на поле интерпретации популярной классики («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Три сестры»), но стремясь при этом браться за оригинальный материал исключительно с глубоким уважением, независимая финская труппа объединяет творческие усилия нескольких профессиональных актеров с восемью артистами, имеющими различные отклонения в умственном развитии. При содействии фотографа Стефана Бремера / Stefan Bremer вызов DuvTeatern распространился теперь и за пределы сцены, зайдя на территорию фотоискусства. Сын знаменитого финского послевоенного журналиста Кая Бремера, Стефан в сотрудничестве со школой танцев Blue Flamenco и художником по костюмам Полой Варис сделал серию портретов участников театральной группы.

Вдохновением для этого вызывающего у многих неоднозначную реакцию проекта, получившего название Duva/Diva, послужили мир оперы в целом и произведение Жоржа Бизе «Кармен» в частности. И тот, и другой источники, по мнению фотографа, ассоциируются с понятиями изящества и очарования — темами, исследование которых и занимало автора, задававшегося вопросом о том, что есть красота вообще и что по-настоящему заслуживает восхищения.

Несмотря на весь свой внешний лоск и насыщенные глянцевые цвета, снимки Бремера отбрасывают условности жанра, помещая в центр внимания актеров с умственными отклонениями, облаченных в наряды персонажей из истории о роковой цыганке из Севильи (интерпретацию этой оперы также имеет в своем репертуаре DuvTeatern). Фотограф смотрит на героев Duva/Diva через призму классической живописи, в том числе опираясь на художественное наследие Веласкеса и Гойи — двух мастеров, делавших портреты королевского семейства. Подобно титулованным особам, словно восседая на царственном троне, позируют на фотографиях Стефана артисты финской театральной труппы.

Но и в том, как они делают это, прослеживается отступление Бремера от стереотипов искусства портрета. Актеры не сохраняют неподвижность, напротив, нередко проявляя живую спонтанную эмоцию, хохоча от всех души или только намекая на выражение собственных чувств. Подобными мизансценами автор не только пытается затронуть тему понимания категории красоты, но также старается указать общественности на пересмотр своих представлений о профессионализме и человеческом достоинстве.

Выставка проекта Duva/Diva в настоящее время открыта в Финском институте в Париже. Экспозиция будет доступна до 15 декабря 2012 года.