'Revelations' by Diane Arbus. Издатель: Random House (2003), 352 стр., англ. ISBN: 0375506209


Пожалуй, редко кто заглядывал в такие дебри американской мечты как Диана Арбус. Может быть, только любимый мною Хантер Томпсон в “Страхе и Ненависти в Лас-Вегасе" (Fear and Loathing in Las Vegas). Анатомия мечты. Мечты хрупкой и беззащитной как любая мечта, крикливой и развязной как любая мечта. Причудливые цирковые карлики, мускулистые атлеты со своими запыленными призами, престарелые леди с обезьянками — череда персонажей, которые представляют мир Арбус. В пристальном взгляде фотографа ни грани презрения к своим героям и только стремление понять и проникнуть за призрачную преграду видимости.

В книге приводятся слова Дианы Арбус в одном из конспектов по философии Платона в 1939 году: «Было и есть бесконечное количество вещей на земле. Все индивидуальности разные, все хотят разного, все знают разные вещи, все выглядят различно. Все, что было на земле отличалось от другого. Это то, что я люблю — различия, уникальность каждого и важность жизни. Я вижу что-то, что кажется чудесным, я вижу божественность ординарных вещей…»

Пожалуй, удивленный взгляд на мир из пещеры Платона сохранился у Дианы на протяжении всей фотографической карьеры. Ее фотографии помогают увидеть ординарность необычного и чудесность обыденных вещей. Как и всякий настоящий художник Диана вооружает нас новым зрением, новым способом видеть мир, новым языком. И что-то меняется вокруг…

Книга позволяет читателю быть тайным свидетелем жизни Дианы — дневниковые записи, данные в разворотах записных книжек, расписания съемок, контактные отпечатки, на которых среди прочих узнаешь любимые кадры. Отдельная часть книги — полная хронология жизни Арбус, где приведены трогательные детали, близкие каждому фотографу — например, поиски новой камеры, удовлетворяющей требованиям съемки, споры с фоторедакторами…

Также в книге приведены любопытные описания лаборатории Арбус и ее методов фотографической печати. Воспоминания друзей и помощников позволяют приблизиться к творческой логике, которой руководствовалась Диана Арбус при работе с негативами, попытаться понять, почему в ряду контактных отпечатков выбран именно этот, а не иной.

В книге содержится около двухсот полностраничных двухтоновых отпечатков, большинство которых уже стали классическими. Книга, которую хорошо иметь дома…


Все книги Дианы Арбус на amazon.com