Первый вопрос, который возникает после прочтения пресс-релиза данного события — а почему биеннале стало среднего рода все-таки?

Везде биеннале — это «она». И только в Перми — «оно».

Я сейчас живу в Германии, поэтому на Пермское фотобиеннале не попала, хотя тоже там участвую. Удалось посмотреть фотографии, выложенные art59.ru

Из просмотренного не поняла, чем то, что скрывается за красивым словом «биеннале» отличается от осеннего смотра работ народного фотоклуба «Пермь». От каждого автора представлено по 4 работы в серии (если это была серия), не больше. Чем руководствовались кураторы, размещая рядом такие разнообразные, не связанные друг с другом ни смыслами, ни визуальным языком, снимки?

Соседствуют классический отечественный чб фоторепортаж в духе «Советского фото», портреты (даже коммерческие), концептуальные проекты (Петр Ловыгин), арт-фотография (Алена Жандарова), визуальная антропология (Федор Телков), современная документалистика (Ирина Попова), фотожурналистика (Андрей Шапран), традиционные цветные пейзажи с пленэров (!), а также разномастный бессмысленный китч (мультиэкпозиция, фотошоппинг, искривленные отражения в витринах и прочие «модности» в среде начинающих фотографов), а также многое и многое другое. Уверена, что у зрителей крыша там съезжала от визуального бардака не меньше, чем на Best of Russia (а там хотя бы подписано, для тех, кто «не в теме» — «Архитектура», «Повседневная жизнь» и пр). Здесь же для бедного зрителя даже такой примитивной классификации не было предложено.

Беда не только и не столько в визуальном беспорядке, сколько в том, что эти разножанровые снимки просто отменяют ценность друг друга. Например, как могут нормально восприниматься рядом концептуалистика Петра Ловыгина из серии с масками и визуальная антропология, док пополам с арт Федора Телкова? (каждый из авторов по отдельности мне очень нравится).

На современных биеннале (тех, что женского пола) такого бездумного отбора точно не увидишь. Просто и хорошо — куратор (ы) заявляют тему, отбирают на конкурсной основе проекты, которые так или иначе эту тему отражают, попадают в концепцию фестиваля и не спорят друг с другом, и делают выставку из серий или проектов авторов. Причем, как правило, это серии не менее 10 работ и каждый автор тем или иным образом отделен друг от друга, а не просто все вперемешку (отдельная стена, другое оформление, развеска, подача и пр) На фестивале каждая серия представляет собой полноценное авторское высказывание, сопровождается небольшим текстом, расположенным рядом на стене. Отдельно — кураторский текст ко всей выставке, актуализирующий и анализирующий авторские высказывания в рамках общей темы экспозиции.

На мой взгляд, пока сохранится подход Советского союза фотохудожников, никакое красивое слово «биеннале» не поможет. Нужен современный куратор, тогда и «биеннальте» на здоровье.

Да, кстати, тема биеннале была-таки заявлена — «Человек». Однако как можно отобрать работы в рамках этой темы? Это означает, что сюда подойдет 99,9 процентов всех фотографий, кроме каких-нибудь девственно-чистых пейзажей острова Кабо-Верде.

В конце концов, открыли же в Перми Музей фотографии, второй на Урале после Екатеринбурга. Вот почему бы местным молодым кураторам и не заняться повышением биеннального уровня, чтобы «оно» не оставалось приветом из семидесятых.