Когда-то у нас было хорошим тоном разговоры о Мексике начинать не с упоминания текилы, кактусов, сапатистов, и даже не с эйзенштейновской «Мексиканской симфонии», а с сериалов. Времена меняются, мода на сериалы прошла, сегодня «мелодрамы по будням» мексиканского производства не в такой чести. Но в ТВ-ретингах самой Мексики по-прежнему на первом месте — теленовеллы. По-прежнему их смотрят семьями, а ежедневные два часа у телевизора — почти сакральный ритуал. Латиноамериканский сериал — это традиция. Традиция, которой за пятьдесят.

Другая Мексиканская традиция полувековой давности до наших дней не дожила, а если где и теплится, то, как правило, лишена исконной составляющей в пользу гламураного блеска и глянцевой зрелищности. Основа же жанра иная, — она выражена в сексуальность канкана и красном цвете, который ассоциируется с ним («Moulin Rouge»).

Золотой век мексиканского казино, пришедшего на 30-е — 50-е, в фотографии запечатлел Габриэль Фигероа начинавший фотографом в кино, а свою карьеру оператора осваивавший, кстати, на съемках «Да здравствует Мексика!» Эйзенштейна, стоя у камеры вместе с Эдуардом Тисе. Эухения Аренас, продолжая начатое выдающимся кинематографистом и фотографом, попыталась показать, каким жанр кабаре стал на рубеже веков. Получилось так, что ей довелось зафиксировать историю его исчезновения.

Начала она свою летопись двумя проектами: «Королевы Бомбея», «Секреты Рун». Тридцать фотографий «Ночей кабаре» — заключительная часть черно-белой трилогии. Конечно, женский взгляд на закулисье увеселительного заведения получился совершенно иным. Аренас попыталась показать актрис, работающих здесь, как женщин, зарабатывающих деньги нелегким и, в то же время, порицаемым трудом. Став их бытописателем и адвокатом, фотограф видит и показывает их в определенной социальной среде, к которой равно принадлежат и хозяева заведений, где героини работают, и их клиенты.

Похоже, Эухении Аренас вообще присущ достаточно общий взгляд на фиксируемые явления. Она работает «широкими мазками»: если ей необходимы портреты литераторов, то она показывает ночную жизнь литературной богемы, сочиняя проект «Приключения в ночи». Если занимается популяризацией фотографии, то делает это на одном из центральных мексиканских телеканалов. Если фотографирует таких знаменитостей, как Габриэль Гарсиа Маркес, Альваро Мутис, Мануэль Альвареса Браво…, то делает ряд неканонических снимков, складывающихся в серию «Пересмотр взглядов». Будущий свой проект она посвящает мексиканским мужчинам, воспитываемым в «Домостроевском» духе.

Аренас, конечно говорит о трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться во время съемок «Ночей». Не все женщины хотели выставлять себя на всеобщее обозрение, а хозяев кабаре пришлось убеждать в том, что ее проект — художественный, а не журналистский. Но ей удалось не просто завоевать доверие артисток, но подружиться с ними. Аренас рассказывает о том, как помогала им в гримерках наряжаться, что стала крестной дочери одной из них. Из трех кабаре, где она снимала «Ночи» (их она выбрала по признаку «аутентичности» — все они были основаны более пятидесяти лет назад), сегодня работает только одно. И если к сентябрю «Синяя борода» еще будет существовать, она покажет свою выставку там. «Это будет прощание с кабаре. А для меня — еще и с пленочной фотографией».

«Ночей кабаре» уже побывали в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Мадриде, а в Петербурге оказались благодаря Дням Мексики, в рамках которых открывается сразу несколько фотовыставок.