Джордж Руис. 2000

На протяжении последних шестнадцати лет фестиваль фотографии в Хьюстоне играет на международной фотографической сцене едва ли не самую значительную роль. За это время он пережил немало изменений, но его влияние только расширяется и становится все более заметным. ФотоФест в Хьюстоне проходит каждые два года. Этот фестиваль — девятый по счету. Помимо выставок, он включает три других составляющих, делающих приезд в Хьюстон одним из важнейших событий для членов фотографического сообщества.

Чарльз Коэн. 2002

Начнем с просмотра портфолио. Оно необходимо как воздух для начинающих и уже состоявшихся фотографов: здесь их могут заметить. Конни Имбоден, американская фотографесса, сделавшая прекрасную карьеру в последнее десятилетие, как-то сказала: «Приезд на просмотр портфолио на ФотоФест был самым выгодным моим вложением в карьеру». На просмотр традиционно собираются директоры фестивалей и редакторы журналов, галеристы и издатели, кураторы и педагоги, заинтересованные в появлении современной, свежей фотографии. Всех направлений и всех жанров. Да и сам анонс просмотра уже давно стал данью традиции «принято публиковать анонсы», поскольку все участники этого многодневного действа — в этом году сорок специалистов-обозревателей против пятисот фотографов из 20 стран мира — хорошо знают о ценности этого просмотра.

Второе. Очередная презентация результатов программы «Грамотность через фотографию». Задача программы — приобщение школьников из беднейших районов города к культуре письменного знания и письменного высказывания через создание и описание собственной фотографии. «Грамотность через фотографию» основана на естественной потребности детей в коммуникации, на желании выразить себя как можно полнее — а возможно ли более полное выражение, чем процесс визуализации своей мысли и последующее осмысление визуального в слове. Во время специального тренинга для учителей общеобразовательных школ, принимающих участие в этой программе, занятия проводят ведущие фотографы и педагоги. Для них участие в «Грамотности» не только забота о собственном социальном имидже, но и возможность взглянуть со стороны на происходящее в мире — через объектив камеры в руках ребенка, еще не подверженного влиянию социокультурных штампов.

Третье. Постоянное общение профессионалов. Выставки ФотоФеста соединяют фотографию и новейшие технологии, программы музеев и галерей, независимых выставочных площадок и свободных кураторов со всего света. Выставки ФотоФеста нужны Хьюстону — это одно из крупнейших событий в культурной жизни города. Но выставки в Хьюстоне нужны и профессионалам со всего света. Так как именно здесь очень часто открываются новые, до сих пор не известные территории мировой фотографии. Например, фестиваль 1998 открыл фотографию Латинской Америки; ФотоФест 2000 привлек внимание к современной корейской фотографии. Этот год констатировал актуальность «актуальной визуальности» — новых технологий и мультимедийности — и для самой традиционной части фотографического сообщества.

Оливер Вассоу. 2002

Одним из главных проектов фестиваля стала выставка куратора Кристианы Пауль (Christiane Paul) «Новая Медиа (Р)эволюция», представляющая компьютер как инструмент для создания фотографических и видео изображений, которые могут существовать как самодостаточные инсталляции в музее, не связанные — непосредственно — с компьютером. До Пауль, куратора Whitney Museum, все искусство, порожденное компьютером, даже в выставочном зале продолжало существовать в формате изображения на мониторе; теперь, с помощью новейших DVD технологий, оно обрело формат настенной живописи, изменчивой, интерактивной, приглашающей зрителя к сотрудничеству. Проект Пауль был показан в штаб-квартире ФотоФеста. Другим экспериментальным работам в области новых технологий, связанных с цифровой фотографией и видеопроекциями, был отведен целый ангар, превращенный стараниями инженеров в выставочный зал, сложностью конструкций спорящий с виртуальными лабиринтами компьютерных игр. Это пространство молодых художников, работающих с новейшими фото-технологиями (когда понятие фото, т.е. свет, объединяет все связанные с ним технологии — от классических до самых радикальных, от фото-графии до фото-проекции), на этих художников еще только предстоит ставить приехавшим на фестиваль кураторам. И хотя произведения молодых наполнены трепетом неофитов, пребывающих в медитативной экзальтации от самой техники, надо отдать должное чистоте селекции, произведенной арт-директором фестиваля Венди Вотрес: она предугадывает успех и отбирает только безусловное по форме. Так, трехмерная компьютерная графика на основе фотографии молодого британца Смита (Paul Smith), где он изобразил себя в роли агента 007, была приглашена к участию в ФотоФесте и одновременно закуплена в коллекцию Saatchy&Saatchy.

Пол Смит. 2001

Как оппозицию «цифровому разрушению старой фотографии» и как демонстрацию начал новых медиа-технологий ФотоФест представил программу классической фотографии (та фотография, которая сегодня представляется совершенно классической, в свое время обозначила наступление эры новых «медиа-технологий», хотя термина такового в то время еще и не существовало). В каталоге фестиваля эта программа была скромно именована «классицизмом». Еще бы, ведь большинство экспозиций этого раздела прошли в музеях и на выставочных площадках музейного уровня, а произведения были предоставлены солидными собраниями. Выставка ироничного наблюдателя театра жизни Льюиса Фаурера (Louis Faurer) из собрания Музея изобразительных искусств Хьюстона; Клеменс Калишер (Klemens Kalisher) — конструктивистские формы мегаполиса и драматические портреты иммигрантов — из нью-йоркского частного собрания; и, конечно же, выставка «Русский пикториализм», проходящая под специальным патронатом фестиваля. Последняя вошла в тот немногочисленный ряд самых значительных проектов, которые продюсирует сам ФотоФест.

Сергей Лобовиков. Вдовья думушка.1907-1908. Гуммиарабик

Эта выставка (о ней см. в анонсах F&V в №№ 3, 4 за 2002) — рассказ об истории пикториальной фотографии в России: от первых опытов 1890-х годов до произведений современного автора Георгия Колосова. Всего в экспозицию вошло 121 произведение 16 авторов из музейных и частных собраний. «Русский пикториализм» в Хьюстоне стал первым после выставки 1928 года в Турине зарубежным выступлением мастеров русского пикториализма в столь представительном и полном составе. Эта выставка была широко освещена зарубежными СМИ; о ней писала New York Times — впервые за долгое время, обратившись к русской фотографии.