Каждый новый фестиваль под открытым небом в Подмосковье вызывает в памяти старую добрую Арт-Клязьму, поменявшая свой формат до неузнаваемости. Но если не заталкивать новый проект в привычные рамки, то можно заметить, что организаторы фестиваля Art-Веретьево возрождают забытый формат социальной организации художественной жизни, к которому ближе всего арт-пленэр или арт-дача. Поэтому вместо ожидаемого лэнд-арта посетители фестиваля получили свежие произведения двадцати известных художников. Выполнены эти произведения были в свойственной каждому из участников фестиваля манере и без особой привязки к местности.

Если говорить о местности, то фестиваль Art-Веретьево возник на территории настоящего пионерского лагеря, расположенного в Талдомском районе Подмосковья. Ближайшие крупные города — Дубна и Дмитров. История такова: несколько лет назад территорию бывшего пионерлагеря Веретьево выкупил известный pr-технолог Андрей Гнатюк. Выбор места объясняется тем, что г-на Гнатюка в этот лагерь ссылали в детстве. Видимо, детские впечатления были скорее приятными, чем неприятными, и много лет спустя Андрей Гнатюк решил возродить это место. Сначала оно использовалось для встреч и празднований узким кругом друзей. И, наконец, этим летом с помощью молодого куратора Марии Сигутиной Веретьево превратилось в летнюю резиденцию двадцати современных художников. Прожив и проработав в арт-лагере три недели, они выставили плоды своего творчества на вернисаже 2 августа.

Хотя перед художниками не стояла задача делать лэнд-арт, все же некоторые не удержались. Очень удачную инсталляцию «44 швабры» из полутора тысяч настоящих деревянных швабр сделал Валерий Чтак — бывший участник группы РАДЕК. Он расположил швабры в лесу между деревьями так, что издали они производили впечатление тонкой абстрактной графической композиции, зависшей в воздухе и ниспадающей до самой земли. Любоваться инсталляцией можно было только на расстоянии, так как территория у ее основания и вокруг сильно заболочена. Болото тоже являлось частью инсталляции и было создано художником целенаправленно, с помощью лопаты и нескольких ведер воды.

Александр Сигутин выставил на фасаде небольшого серого вагончика холсты, заколоченные досками так, как обычно забивают окна в заброшенных домах. Перекрещенные на фоне белых холстов доски напоминали супрематические композиции и выглядели очень естественно и даже изыскано.

Алексей Каллима показал на фестивале два проекта — инсталляцию-лабиринт из цветного скотча «Ловушка для вампиров» и серию широкоформатных графических работ «Женская сборная Чечни по парашютному спорту». По замыслу автора, к цветному скотчу, намотанному в лесу среди деревьев, должны прилипать комары. Именно эти подмосковные вампиры имелись в виду.

Анатолий Осмоловский выставил три рулона обоев, которые свисали с потолка до пола в главном здании арт-лагеря — так называемом Клубе. На обоях были изображены ногти художника, заблаговременно отращенные и обрезанные с его рук и ног.

Вика Бегальская, известная московской публике как видео-художница, выставила живописную инсталляцию из надувных двуспальных кроватей, на которых экспрессивно написаны обнаженные женщины в самых разных позах. Проект так и назывался — «Надувательство»: вроде бы вот она женщина на матрасе лежит и ждет, а подойдешь ближе — она не настоящая. Живопись Вики сама по себе довольно порнографична, и поэтому инсталлирование ее в таком контексте оказалось весьма жизнеутверждающим.

Очень эффектно на природе смотрелись созданные для «домашнего использования» камерные объекты из угля Владимира Анзельма — самолет и наконечник копья. Здесь они выглядели не хрупкими рукотворными объектами, а удивительными окаменелостями, извлеченными из недр земли.

Ювелирной тонкости объект под названием «Возьми ничто и храни хорошо» представила Ольга Чернышева. Ряд миниатюрных заборчиков, расположен таким образом, что дыры, проделанные в них какими-то свободолюбивыми лилипутами, создают «коридор». Сквозь этот коридор можно видеть все, что происходит на другой стороне — за пятью заборами.

Главный фотохудожник фестиваля — Сергей Братков — экспонировал на фасадах небольшого бревенчатого домика фотографии, сделанные в окрестностях Веретьево — в Дубне и Талдоме. А внутри домика он выставил лайтбокс «Новогоднее дерево».

Сергей Братков фиксирует визуально выраженное противоречие между застенчивостью и решительностью постсоветского человека в путинское время. Таков, например, мальчик, который натягивает себе на голову красную майку. Братков коллекционирует визуальные курьезы, приколы, спонтанно возникающие в результате застенчивого, стушевавшегося самопредъявления постсоветских фриков, в мире которых свобода и автономия так и не обретают характер сознательного выбора, а остаются странными отклонениями.

Помимо инсталляций, объектов и фотографий, на фестивале можно было увидеть много живописи. В подвале деревенской галереи Дианы Мачулиной повесила четыре картины, на которых потушенные светильники греются в солнечных лучах — этот проект про исследование границ называется «Естественный и искусственный». Живописная инсталляция Сергея Калинина «Mixed Feelings» о боях без правил разместилась в деревенском гараже, превращенном в ринг, — она отражает тот напряженный момент битвы, когда бойцы на несколько секунд замирают и это выглядит как нежность. Кроме того, были новые полотна Дмитрия Гутова, пиксельная живопись молодых художников Вадима и Ирины Грабковых, дневник в картинках Георгия Литичевского и многое другое.

Организаторы фестиваля Art-Веретьево надеются в следующем году повторить опыт художественной коммуны.