«Остановись, мгновенье» — под таким нетривиальным и всеобъемлющим названием в Государственном центре фотографии показывают работы Люции Ганиевой. Две серии «В лучах славы» и «Тилтенберг» рифмуются как друг с другом, так и с серией «Железные кони», показанной весной этого года в Москве в рамках Фотобиеннале. «Люди и их вещи» — так можно было бы сформулировать их общую тему, которую Ганиева разрабатывает не первый год, подбираясь к ней то с этой стороны, то с потусторонней. Ностальгически-пасторальные изображения мотоциклов и их владельцев, которые довелось увидеть москвичам, объединяли людей по признаку обладания одним и тем же предметом. Это, видимо, позволило попасть в один кадр и человеку и вещи. «В лучах славы» и «Тилтенберг» разделяют их — люди в одну сторону, вещи в другую. Ведь не хлебом единым…

Ряд фотографий театральных артистов, живущих в петербургском Доме ветеранов сцены — двойные портреты. На первом фото — актриса или актер, на втором — одна из стен квартиры или комод, на которых развешаны, расставлены фотографии, свидетельствующие о былой сценической славе хозяина. У кого-то — фотографии, сделанные в молодости, так, что не узнать в этих красавцах сегодняшних заслуженных пенсионеров. У других — недавние, может быть даже юбилейные, уже прощальные. Как будто пришел в гости к актрисе и она, как водится, стала показывать тебе семейный альбом, где из года в год аккуратно собиралось самое главное.

Так Ганиева обозначает две точки судьбы — близкую к конечной, и некий момент акме, который выбран героем, может и бессознательно, но самостоятельно и еще до контакта с фотографом. Ей оставалось только обнаружить его. С героями, надо сказать, Ганиевой повезло — то, какому образу соответствует точка высшего напряжения жизни, нынешним обладателям гигабайт изображений, или пачек не умещающихся в фотоальбомы отпечатков, — определить будет сложно, а то и невозможно. Тут — другое дело, тут над фотографиями успели поработать не только профессионалы, но и настоящие художники, а такие вторгаются в вашу жизнь в особых случаях. Торжественных или судьбоносных.

Тилтенберг — название семинарии в епархии Гарлем. Будущие нидерландские священники живут в своих одноместных благоустроенных кельях. Ганиеву привлекли предметы, указывающие на характер обитателей. В жилище, где человек проводит год-два, да еще периодически уезжая домой на каникулы, нет вещей, которые прослужат ему долгие годы, или намекают на прошлых обитателей. Зато те, что есть, красноречиво говорят о том, как проходит время принявших добровольное заточение молодых людей. Сразу понимаешь, что этот — занимается спортом, этот — коллекционирует и употребляет вина, этот — слушает музыку или перечитывает богословскую энциклопедию. Пустые полки и стены намекают, видимо, на непрестанную молитву.

Вроде бы можно было этим ограничиться, полноценный проект готов. Но Ганиева делает и портреты хозяев комнат. Первый — усаживая каждого в одну и ту же позу на кровати — документально, почти репортажно. Второй — постановочно, нарочито-театрально — в пределах церкви, в праздничном пасторском облачении, в свете будто неземном, одно слово — слуги Господни. Инсценировка будущего. Тут и смысл вещевого набора студентов-католиков приобретает особый смысл. Предметы, помещенные между образами «сегодня» и «завтра» — словно инструменты инициации. Они, оказывается, определяют способ проживания межеумочного состояния, влияя на характер и суть грядущей деятельности. Интерьеры комнат сразу освещаются другим светом — светом посвящения.

Большинство своих фото-наград Люция Ганиева получила как автор портретов. Сегодня, когда люди с опаской идут на контакт с фотографом, интерес, проявляемый к окружающему их миру, не только усыпляет внимание портретируемых, но и подсознательно убеждает в том, что автора, прежде всего, интересует внутренний мир человека.