Запад и Восток, кажется изменили своему традиционному местонахождению, когда разразилась война в Косово. Искать причины и извлекать выводы из этого события - не наша работа. Мы лишь пытаемся проследить роль, которую сыграли в этой войне фотография и ее отбор. В свое время Вьетнам повлиял на развитие всей документальной фотографии. Как поведет себя фотожурналистика после Косово?

Посмотрите внимательно на фотографии, указанные в нижеследующих ссылках. Навряд ли фотоистории вообще могут быть законченными. Но эти репортажи были опубликованы полностью только в интернете.

Колин Джейкобсон, редактор журнала "Репортаж", писал в 1993 году: "Проблема современной фотожурналистики состоит не в нехватке хороших работ, а в том, что они не достигают печатных страниц и, следовательно, аудитории. Есть что-то отчаянно грустное в неопубликованном фоторепортаже, как в птице, которая не может летать".

Спустя 6 лет, благодаря небывалому расширению информационного поля, у нас появилась возможность увидеть полную картину.

В этом году организаторы фестиваля ИнтерФото првели слайд-шоу и круглый стол по фотографии на войне в Югославии. Фотографы и фоторедакторы приняли участие в дискуссии и предоставили свои работы для показа.

Мы приводим здесь некоторые вопросы, заданные на круглом столе, и приглашаем Вас предложить свои ответы в нашем Форуме.

1. Как Вы оцениваете влияние документальной фотографии на формирование общественного мнения и политической ситуации в условиях "современной войны"?

2. Пытается ли кто-то сегодня средствами фотографии изменить мир? Отображают ли снятые фотографии (или снятые Вами фотографии) перемену, трещину, отделяющую косовскую войну от длинной череды вооруженных конфликтов 1980-90х годов (по причинам, отличным от статистических)?

3. Как влияет первоначальная политическая позиция фотографа на характер сделанных им снимков? Каковы последствия заблаговременной пропаганды?

4. Какие цели преследует фоторепортер, отправляющийся на войну? Как изменяется сам фотограф после работы в такой ситуации? Куда он направляется со своими снимками после того, как война окончена?

5. Что Вы можете сказать о необходимости принимать (или притворяться, будто принимаешь) чью-либо сторону, снимая вооруженный конфликт (албанцы-сербы, Запад-славянский мир) - начиная с физического присутствия и заканчивая глубоким пониманием происходящего?

6. Как Вы можете прокомментировать использование фотографий конфликта в Косово различными периодическими изданиями? Где была отражена суть события, а где - "политическая корректность"?

7. Какими соображениями руководствовались фоторедакторы, производя отбор фотографий для горячих новостей с войны? До какой степени позиция и выбор фотографий редактором или самим фотографом могли повлиять на картину события в целом, в том или ином издании?

Ссылки
Здесь Вы сможете увидеть репортажи о Косово:

Дэвид Брокли "После бомбежки", "Дорога слез"

Дэвид Танли "Поля скорби"

Люшен Перкинс, Кэрол Гьюзи, Washington Post

Филипп Бро "Беженцы покидают Косово"

Эндрю Теста "Беженцы", "Возвращение в Косово"

Рина Кастельнуово "Living in Betveen: A refugee That Will Never Be Home"