2 декабря Аукционный дом «Литфонд» совместно с Центром визуальной культуры Béton проведет две сессии торгов, посвященных истории мировой и российской фотографии.
На торги заявлено более 250 раритетных снимков, в числе которых – редчайшие фотоархивы XIX–XXI веков.
Среди российских фотографов, чьи работы будут представлены в каталоге, — Сергей Левицкий, Вильям Каррик, Андрей Карелин, Максим Дмитриев, Карл Булла, Сергей Прокудин-Горский, Василий Сокорнов, Аркадий Шайхет, Соломон Фридлянд, Николай Петров, Эль Лисицкий, Александр Гринберг, Соломон Тулес, Абрам Штеренберг, Евгений Пиотрковский, Эммануил Евзерихин, Макс Альперт, Макс Пенсон, Георгий Зельма, Наум Грановский и многие другие. Западная фотография представлена в каталоге работами Эрнста Хааса, Роберта Капы, Леонарда Фрида, Эллиотта Эрвитта, Рене Бурри, Макса Шелера, фотодуэта Billy & Hells, Вилли Рони, Жан-Франсуа Жонвиля, Яна Саудека, Карела Людвига.
В числе топ-лотов второй половины XIX века – уникальный фотоальбом с портретными фотографиями представителей известных дворянских родов Долгоруковых, Нарышкиных, Оболенских, Юсуповых, Строгановых, Толь, Пален, созданных в фотоателье Сергея Левицкого, Карла Бергамаско и у Шерер, Набгольц и К° в Москве и Санкт-Петербурге в период 1870-1880-х годов; всего альбом включает в себя 85 фотографий (стартовая ставка – 600 000 рублей). Не уступает ему в редкости и альбом русских типов работы Вильяма Каррика, изданный в 1870-е годы (текущая ставка – 500 000 рублей). Среди представленных типов – крестьяне, ямщики, купцы, священнослужители, странники и другие известные типажи русского народа.
Любопытны и несколько фотографий из знаменитой народной серии Жана Ксавье Рауля, или, как его называли в России, Ивана Петровича. Например, фотография «Группа кубанских казаков», вошедшая в «Альбом народных типов России» Ж.-К. Рауля (стартовая ставка – 75 000 рублей). Фотограф был известен своими этнографическими работами южных регионов России, в частности, сериями, включёнными в «Альбом народных типов России», который был выпущен в 1878 году. За эту работу он получил награды на выставке в Париже в 1875 году и на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.
Уникален также фотоальбом «Виды Николо-Угрешского монастыря», выпущенный в 1880 году по случаю 500-летия Николо-Угрешского монастыря, основанного в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца (стартовая ставка 70 000 рублей). Фотографии запечатлели облик и нескольких не дошедших до наших дней зданий: Никольского собора, Архиерейского дома и комплекса Народного училища с храмом Сошествия Святого Духа. Безусловной музейной ценностью обладают и уникальные любительские снимки Бородинских торжеств 1912 года в Высочайшем присутствии – 27 фотоснимков были сделаны на фотоаппарат Kodak 25-26 июля 1912 года в Бородино (лидирующая ставка 200 000 рублей).
Среди фотолотов начала XX века выделяется огромный архив знаменитого фотографа Евгения Оттоновича Пиотрковского, состоящий из более чем 500 фотографий, автографов, писем, статей и личных документов. Его фотографии публиковались в журнале «Советское фото», он также является автором книг: «Эбер и его естественный метод физического воспитания» (М.; Л.: Молодая гвардия, 1924) и «Бромойль: Бромо-масляный процесс позитивной печати» (М.; Л.: Огонёк, 1927).
В апреле-мае 2024 года фотографии Пиотрковского экспонировались на выставке «Алфавит. Советская фотография 1920-1930-х годов» в Центре визуальной культуры Béton (Москва) в одном ряду с работами Александра Родченко, Александра Гринберга, а также других мастеров советского фото 1920-х годов.
Значительное количество лотов посвящено развитию советского авангардного театрального искусства. В частности, будут представлены редчайшие фотокадры сценографии спектаклей Московского Камерного театра, в художественном оформлении которых принимали участие такие известные художники-авангардисты, как Аристарх Лентулов и Георгий Якулов.
Фотографии советского периода представлены множеством отпечатков эпохи конструктивизма и сталинской индустриализации, передающих яркое настроение времени и запечатлевших его на страницах таких известных журналов первой трети XX века, как «Советское фото», «СССР на стройке» и многих других.
Обращают на себя внимание фотокадры, запечатлевшие культовых авторов. В их числе, например, снимок Виктора Цоя, сделанный в 1985 году в галерее художника Тимура Новикова «АССА», организованной в коммунальной квартире последнего на Шпалерной, 24 (стартовая ставка – 180 000 рублей). На обороте имеется штамп фотографа Едыге Ниязова, который входил в Союз фотохудожников России, и его подпись карандашом.
Медиапартнером аукционных торгов выступает журнал «Наше наследие». Новый номер журнала, который выйдет из печати ко времени проведения торгов, посвящён истории российской фотографии.
Более подробно о лотах и обо всех аукционах «Литфонда» можно узнать на сайте www.litfund.ru.







