Михаил Аронович Дашевский. Фото с сайта М.А. Дашевского

Ушел из жизни Михаил Аронович Дашевский (1935-2021), замечательный российский фотограф.

Михаил Аронович прожил восемьдесят пять лет, его имя вписано в историю российской фотографии и в историю российской науки. Доктор технических наук, он был светилом виброзащиты, важной области современной строительной науки: без нее наши города не могут комфортно соединять в себе надземный и подземный уровни. В фотографии он был пионером лирического городского жанра. Сам себя он называл мастером «документального импрессионизма»:

«Для значимой фотографии спасение только в неповторимом взгляде фотографа на происходящее и воплощении этого взгляда в совершенной композиции, которая тоже неповторима. Все это нужно выполнить в одно мгновение — и неповторимый взгляд, и совершенную композицию, иначе мгновение уйдет и останется только постановка, которую может так или иначе повторить другой фотограф. Введенное мною понятие „документальный импрессионизм“ соединяет эти два требования: импрессионизм („впечатленство“) предполагает сугубо личные впечатления от происходящего, а документальность — не постановочную, а неподдельную композицию снимка, мгновенно возникшую при съемке».

Осознанно снимавший город с точки зрения горожанина с начала 1960-х, москвич, сын репрессированного, он пришел в 1968 году в фотоклуб «Новатор» и под руководством великих фотографов-наставников Александра Хлебникова и Георгия Сошальского сумел развить свой дар снимать и говорить о визуальном искусстве. В статусе фотографа-любителя он сохранил независимость от стилистики официального фоторепортажа 1960 — 1980-х годов. Только в 1990-е годы его фотографии Москвы были впервые представлены зрителю и получили признание специалистов, российской и зарубежной публики.

Писатель Александр Борщаговский, 1996: «Хотелось бы защитить превосходные работы Михаила Дашевского от сиюминутных конъюнктурных комплиментов: к счастью, в них гораздо больше того, что можно назвать вечным, больше человека неангажированного, не манекена эпохи, просто человека на единственной для него Земле... Я бы добавил, что в его фотографии находят выход те достоинства его души и характера, которых в торопливости можно и не разглядеть за острым, ироническим и скептическим его умом, — нежность души, братская приверженность людям».

Михаил Аронович был желанным гостем отдела фотографии Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Музея Москвы, последний хранит крупнейшую коллекцию произведений художника. Персональные выставки Дашевского проходили в Музее Москвы, Музее архитектуры им. Щусева, в Центре братьев Люмьер в Москве, в РОСФОТО, в Музее Нонконформизма, в Музее Анны Ахматовой в Санкт- Петербурге, в музеях Вельска, Екатеринбурга, Коломны, Краснодара, Новосибирска, в выставочных залах по всей стране; за рубежом его персональные выставки прошли в Братиславе, Каунасе, Познани, Праге, Токио, Хьюстоне. В его творческой биографии были международные фестивали фотографии FotoFest в Хьюстоне, «Фотобиеннале» в Москве, триеннале фотографии в Познани, «Месяц фотографии» в Братиславе, «Фотопарад» в Угличе, PhotoVisa в Краснодаре. В 2019 году Дашевский был спикером Международной научной конференции «Искусство фотографии» в Российской академии художеств. В 2020 году к юбилею фотографа он был принят в почетные члены Союза фотохудожников России. В том же году вышел четырехтомный альбом-каталог, включивший основную коллекцию из 420 снимков мастера и свод статей о его творчестве.

Михаил Аронович любил строки Бориса Слуцкого:

Надо думать, а не улыбаться.
Надо книжки трудные читать.
Надо проверять — и ушибаться,
Мнения не слишком почитать.

Мелкие пожизненные хлопоты 
По добыче славы и деньжат
К жизненному опыту 
Не принадлежат.

Вечная память фотографу Михаилу Дашевскому, соболезнования российской фотографии.