Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Алексея Веселовского «Река времени».
Алексей Веселовский родился в 1969 году в Москве. В 1989 году он окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, в 1999 году – Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова. В 1992–1993 годах Веселовский обучался в ведущей мастерской печатной графики Tamarind Institute в США, где вместе с ним печатались Эд Рушей, Джон Балдессари и другие великие художники. Алексей Веселовский – основатель лучшей в России лаборатории и галереи экспериментальной печати ПиранезиLAB. Как художник он активно работает с различными медиумами, в том числе с фотографией.
Первый фотоаппарат шестилетнему Алексею Веселовскому подарил его дедушка – физик и страстный фотолюбитель Всеволод Замков, сын великого скульптора Веры Мухиной и выдающегося врача и ученого Алексея Замкова. С детства Веселовский много фотографировал (в выставку включен его снимок, сделанный в семилетнем возрасте, на котором он запечатлел своего друга). На протяжении последних нескольких лет Веселовский снимал окрестности реки Вори неподалеку от знаменитой усадьбы Абрамцево. В этих местах – в поселке художников Ново-Абрамцево – находится его семейная дача, полученная Верой Мухиной еще в начале 1930-х годов. Здесь Алексей проводил каждое лето, когда был ребенком, здесь живет и сегодня.
В 2024 году во время подготовки выставки к 135-летию Веры Мухиной Веселовский разбирал семейный архив. Его дед Всеволод Замков оставил множество фотографий работ Мухиной, но на одной из его пленок нашлись и семейные съемки, сделанные на даче летом 1937 года. На снимках запечатлены Вера Мухина, Алексей Замков, а также их близкие друзья, среди которых знаменитый модельер Надежда Ламанова, много работавшая с Мухиной. Эта находка стала для Алексея Веселовского импульсом к созданию нового проекта «Река времени», в котором художник объединил свои фотографии пейзажей реки Вори со снимками дедушки.
Представленные на выставке фотографии рассказывают о памяти семьи и памяти места. Гул прошедшего времени эхом отражается в современных снимках Веселовского. Снимая пейзажи, он старался запечатлеть не только настоящее, но и прошлое. «На этих берегах я вижу не только воду, траву или туман, но и следы, оставленные поколениями: тени и фигуры, которые продолжают жить в пространстве», – говорит автор. В узнаваемых и одновременно фантомных пейзажах переплетаются его личная и культурная память, истончаются границы между документальным и художественным.
Изображения на отпечатках Алексея Веселовского слегка размыты, окутаны дымкой. Этот эффект ускользающих, но не проходящих бесследно воспоминаний художник создает с помощью гумбихроматной печати – одной из самых ранних фотографических техник. Чтобы проявить изображение, к фотобумаге, покрытой специальным светочувствительным раствором с содержанием пигмента, прикладывают негатив. Сквозь него проходит свет, и смесь затвердевает пропорционально полученному освещению. Затем отпечаток промывают, удаляя незастывшие частицы пигмента. Медленный, медитативный, почти алхимический процесс, как правило, подразумевает печать в несколько слоев для большей проработки полутонов и теней.
Гумбихроматная печать – очень пластичная техника, позволяющая художнику вмешиваться в ткань изображения на всех этапах создания фотографии. Каждый отпечаток уникален. Он хранит следы физического присутствия автора: карандашные штрихи, мазки кисти, отпечатки пальцев. «Фотография перестает быть только документом – она превращается в след существования, в память о прикосновении», – подчеркивает Веселовский.
«Река» в названии выставки отсылает одновременно и к конкретному топониму, и к архетипическому символу. Согласно древнегреческой мифологии рядом с Летой, рекой забвения, протекала Мнемозина – река памяти, прародительница девяти муз. По словам Веселовского, его проект – это «попытка удержать мгновение между забвением и памятью», способ понять прошлое и настоящее, разобраться с собой и своим местом во времени.
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова



