«Фантастический отдых». 2025 г. Пигментная печать, пластификация. 240,0x364,0 см. © Арт-группа ГрОМ

Центр визуальной культуры Béton представляет выставку арт-группы ГрОМ «Тотальная рАботизация». В экспозиции – семь произведений: крупномасштабные цифровые полотна (высотой 2,4 метра, шириной до 4,5 метров). В отличие от предыдущих проектов, новые работы созданы на основе технологий искусственного интеллекта, без предварительной фотографической съемки.

Произведения арт-группы ГрОМ затрагивают широкий круг тем и посвящены как актуальным проблемам современной жизни, так и глубоким философским вопросам. В новом проекте художники задаются вопросом: «Что делает человека человеком?». Сегодня, в эру, когда высокие технологии и искусственный интеллект все активнее внедряются в повседневность, эта тема звучит особенно остро.

Сможет ли машина выйти на уровень высшего самосознания, чувствовать эмоции и отвечать на сложные философские вопросы бытия? Удастся ли человеку сохранить свое своеобразие в обстановке тотальной роботизации и кибернетизации? Сможет ли он чувствовать себя живым в реальности, когда общение переместится в виртуальное пространство цифровой фантазии? И, конечно, сохранит ли человечество способность к творчеству в эпоху процедурной генерации, где использование цифровых средств выражения станет повседневностью?

«Вселенский перекресток». 2025 г. Пигментная печать, пластификация. 240,0x421,0 см. © Арт-группа ГрОМ

Варианты ответов на эти вопросы предоставляет проект группы ГрОМ «Тотальная рАботизация», где границы между традициями классической станковой живописи и визуальной абстракцией размываются благодаря использованию современных технологий компьютерной визуализации, цветокоррекции и печати изображений. В своем проекте художники обращаются к наследию шедевров мирового искусства как к источникам узнаваемых композиционных решений и стилевых черт, наполняя их футуристическим содержанием и актуальными технологическими атрибутами. Ставшие классикой сюжеты становятся прообразами изображений, создаваемых при помощи 3D-моделирования и цифровой постобработки, где формы объектов и их текстуры формируются нейросетевыми инструментами. Так многовековой опыт традиций субъективного художественного творчества переносится в эпоху цифровой визуальности, где математические закономерности алгоритмов переосмысливают роль эмоциональной спонтанности в творческом процессе.

«Кандинский/1926». 2025 г. Пигментная печать, пластификация. 240,0x427,0 см. © Арт-группа ГрОМ

В этом синтезе старого и нового, прошлого и будущего, линейного и многомерного зрителю предлагается задуматься над тем, какие грани обретает понятие смысла в обстановке неуклонного внедрения высокотехнологичных аналогов традиционных форм деятельности. Может ли произведение цифрового искусства являться одновременно натуралистическим по внешним признакам, дидактическим по содержанию и при этом абстрактным по манере исполнения? Возможно ли воспроизводить при помощи компьютерных технологий будущего тонкости смысла, заключенные не только в композициях, но и в характере стилевых решений произведений прошлого? Наконец, какой эффект оказывает применение нейросетевых инструментов на выбор содержания художественных произведений и их последующую смысловую трактовку зрителем? Ведь сама свобода в выборе самостоятельного ответа на эти вопросы – это не только привилегия мыслящего субъекта, но и одно из свидетельств характерного отличия между неизбежно колеблющимся человеком и создаваемыми им машинами, не испытывающими сомнений.