Антифон – с древнегреческого «вторящий», песнопение.
Музей Истории Фотографии (МИФ) в Санкт-Петербурге представляет фотовыставку «Антифон» Татьяны Островской, рассказывающую историю двух жизней.
Можно ли восстановить справедливость, обращаясь к событиям, произошедшим двести и более лет назад, если твой медиум фотография? Как переосмыслить историю, свидетелем которой ты не был, но не можешь не быть ей сопричастным?
Рассказывает автор, Татьяна Островская
Сегодня фотография может играть любую роль: быть исследованием, документом, произведением искусства или даже терапией. Для меня фотография стала способом познания мира. И в то же время своего рода песней, разговором, обращенным к богу и к самой себе, молитвой.
На выставке представлено две истории, две жизни, две серии. Истории не мои, я только пересказчик. Но их главные герои стали для меня такими близкими, что захотелось сложить о них именно песню. И песней отмолить их у этой жизни, сложившихся обстоятельств, истории. А так как мой язык – визуальный, молитва сложилась из фотографий.
Первая история – о крепостной девушке Палаше. В начале 19-го века она была заживо замурована в стенах барского дома Сергея Васильевича Шереметева, на месте которого сегодня стоит богатый эклектикой замок. Образ несчастной девушки еще в течении 150 лет являлся в подвенечном платье жителям поселка Юрино и приезжим туристам.
Второй рассказ – о единственном в истории выбранном народом царе – Борисе Федоровиче Годунове. Выдающемся человеке, который был недооценен при жизни и несправедливо обижен историками и народной памятью.
Работы серии «Палаша» напечатаны в лит-процессе. Через выбор подходящей бумаги и техники я хотела не только добиться эффекта «состаривания» (словно фотографии были сделаны в прошлом веке, когда образ девушки еще являлся посетителям замка, а после пролежали годы в сыром подвале), но и вернуть бесплотному образу видимую оболочку.
В экспозиции, посвященной Борису Годунову, я собрала воедино дошедшие до наших дней вещи и строения, которые так или иначе относятся к эпохе его правления. Все фотографии напечатаны в технике водно-масляной печати. Свой выбор я остановила на ней, чтобы уйти от детализации, стереть принадлежность изображений к текущему времени. Как бы переместить снимаемый объект, а вместе с ним и зрителя, в конец 16-го века.
Выставка работает до 22 ноября со вторника по субботу с 13:00 до 17:00.
Вход свободный!







