«Даже самые сокровенные тайны
Раскрывает время
Рано или поздно находя ключ,
К каждой»
Куплет солеа
Танец и фотография – два, казалось бы, полярных искусства. Фотография запечатлевает момент на века, а танец живет лишь мгновение. Однако, именно благодаря их сочетанию, мы получаем свидетельство красоты человеческого движения, которое иначе канула бы в вечность. Фотография танца – магический инструмент, позволяющий сохранить неуловимые телесные образы.
Фламенко – искусство, соединяющее танец (байле), пение (канте) и музыку, чаще всего исполняемую на гитаре. Фламенко родилось на юге Испании, в Андалусии, соединив традиции четырех культур: испанской, цыганской, арабской и еврейской. В силу исторических событий, в том числе, по причине гражданской войны в Испании, фламенко быстро распространилось по всему миру и продолжает набирать популярность среди зрителей и артистов.
В 2011 году ЮНЕСКО присвоило фламенко статус всемирного нематериального культурного наследия. Это сравнительно молодое искусство продолжает расширять свои границы, впитывая взгляд и традиции исполнителей из разных стран. Всем известны имена таких артистов, как Эва Йербабуэна, Израэль Гальван, Мария Пахес, но на небосклоне фламенко зажигаются и звезды артистов из других культур. Так, в 2024 году победителем престижного конкурса Cante de Las Minas в номинации «Танец» стала танцовщица La Yunko из Японии.
В России искусство фламенко появилось сравнительно недавно, тем не менее, уровень исполнителей удивляет. Артисты работают как в жанре традиционного фламенко – в формате таблао – где на маленькой сцене правит триединство танца, пения и музыки – так и создают свои уникальные проекты, в том числе и спектакли.
Зрители сейчас могут увидеть фламенко во всех его формах и образах, и именно так – по-разному – запечатлели в своих работах это искусство фотографы Лев Мелихов, Наталия Мелихова, Наталья Беркутова, Надежда Захарова, Татьяна Исаева и Татьяна Зубкова.
В чем же сложность и уникальность художественной фотосъемки фламенко? Причина, в первую очередь, лежит в том, что в основе фламенко лежит абсолютно чистая, можно сказать, голая эмоция. Танец фламенко невероятно экспрессивен. Радость, боль, страсть, отчаяние, любовь – весь спектр чувств – выражается через движение и мимику. Фламенко – это не про красоту и эстетику, а про искренность человеческой души, проглядывающей через тело. Именно душу человека в движении нужно поймать в объектив и оставить ее отпечаток в фотографии.
Каждый фотограф увидел «свое» фламенко: интимное – Натальи Беркутовой, маняще надрывное – Наталии Мелиховой, экспрессивно-движенческое – Надежды Захаровой, завораживающе магическое – Татьяны Исаевой и красочно яркое – Татьяны Зубковой.
Столь разную палитру эмоций фламенко в фотографии венчает уникальная метафора – натюрморт Льва Мелихова, который выражает самую суть этого искусства: фламенко есть сама жизнь, во всех ее красках, формах и проявлениях. При таком разном, но неизменно правдивом подходе любой зритель может не только найти свой уникальный путь к пониманию этого искусства, но и, возможно, к своему личному вдохновению и творчеству.
Ana Pasionaria (Анна Сопрунова)
Танцовщица, хореограф, художественный руководитель Театра SinFronteras







