© Рино Бариллари. Софи Лорен с мужем, продюсером Карло Понти в машине на площади Барберини. Италия, Рим, 1960-е. Цифровая печать. Предоставлено автором

В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2025» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Король папарацци» классика итальянской фотожурналистики Рино Бариллари. В его объектив попадали звезды первой величины: Одри Хепбёрн, Элизабет Тейлор, Брижит Бардо, Софи Лорен, Вуди Аллен, Клаудия Шиффер, Джордж Клуни, Брюс Уиллис. За годы работы Бариллари и сам превратился в знаменитость, став воплощением феномена папарацци. Снимая любимцев публики без предупреждения в неформальной обстановке, он регулярно оказывался участником потасовок: 165 раз попадал в больницу, 12 раз ему ломали ребра, разбили 78 фотоаппаратов и 40 вспышек.

Неизвестный автор. Рино Бариллари бьют сумкой. 1980-е. Цифровая печать. Предоставлено Рино Бариллари
 

Само слово «папарацци» появилось благодаря режиссеру Федерико Феллини: в его знаменитом фильме «Сладкая жизнь» (1960) одного из героев – навязчивого фоторепортера – звали Папараццо. Вскоре имя стало нарицательным. Символично, что, по одной из версий, именно Феллини присвоил Рино Бариллари титул «короля папарацци».

Рино Бариллари родился в 1945 году в южном городке Лимбади, в Калабрии. Уже в 14 лет в отцовском пиджаке, дырявых, но начищенных ботинках, со звенящей мелочью в кармане дедушкиного пальто мальчик сбежал из дома – отправился покорять столицу. «Мне повезло, что в Риме был парк Вилла Боргезе, где я ночевал, и фонтан Треви – путешественники бросали туда монетки, иногда промахивались, я подбирал. Так и жил», – рассказывает Бариллари. Один из самых известных фонтанов в мире подарил юному Рино не только первые средства к существованию, но и дело всей жизни. Он начал помогать фотографам, которые снимали всех желающих на фоне достопримечательности (просил других людей выйти из кадра), а вскоре сам взял камеру в руки: туристов было очень много, люди чувствовали свободу, радовались мирной жизни, Рим оправлялся после тяжелых десятилетий.

Вступление во Вторую мировую войну на стороне Германии и годы диктатуры привели Италию к нищете и разрухе. В 1950–1960-х годах в бедной, но все еще очень красивой, теплой стране простаивали хорошо оснащенные киностудии, а люди соглашались работать за копейки. Отличные условия для недорогого производства фильмов привлекали продюсеров, и Рим постепенно стал «Голливудом на Тибре». Сюда приезжали Ава Гарднер, Одри Хепбёрн, Элизабет Тейлор, Фрэнк Синатра, Альфред Хичкок. Их лица были хорошо знакомы юному Бариллари, который в детстве помогал своему дяде показывать фильмы в кинотеатрах под открытым небом. Ночуя у фонтана Треви, он начал снимать приходивших туда актеров, к утру проявлял пленку и относил фотографии в информагентства.

© Рино Бариллари. Софи Лорен и Марчелло Мастроянни на съемках для американского телевидения. Италия, Рим, 1966. Цифровая печать. Предоставлено автором

Наряды, кинодивы, ночные прогулки в прекрасных декорациях величественного города – dolce vita, «сладкая жизнь», которую так точно увидел через свой объектив и запечатлел для истории Рино Бариллари. За сенсационные снимки газеты и журналы платили щедро: яркая жизнь богатых и знаменитых интересовала читателей. Благодаря папарацци они словно убеждались: и у «небожителей» есть недостатки. Подход Бариллари и его коллег к съемке был основан на том, чтобы показать любимцев публики в обычной жизни, вне тщательно выверенного образа звезды.

Молодой, ловкий Бариллари научился снимать «на лету» с близкого расстояния. Он быстро понял, что обычный снимок звезды, согласной сфотографироваться, не произведет большого впечатления, поэтому поджидал артистов и ослеплял их вспышкой. Знаменитость закрывала лицо рукой, пряталась, словно что-то скрывала – сенсация! И хотя некоторые селебрити, понимая важность внимания прессы, сами провоцировали скандалы, часто вторжение в частную жизнь не нравилось героям публикаций. Впервые с объектом своей съемки – номинантом на «Оскар» Питером О’Тулом – Бариллари подрался в 1963 году. Сейчас, когда фотографу уже 80, он ждет начала судебного процесса над Жераром Депардье. Актер накинулся на Бариллари в римском кафе на знаменитой виа Венето в мае 2024 года.

© Рино Бариллари. Фрэнк Синатра на виа Венето. Италия, Рим. 1964. Цифровая печать. Предоставлено автором

Решительность, способность рисковать, профессиональное чутье и умение оказаться в нужном месте быстрее других (чему служили прослушивание радио на полицейской частоте и обширный круг знакомых во всех районах и заведениях Рима) в дальнейшем помогли Рино Бариллари стать действительно большим, значимым репортером. Он работал в ведущих ежедневных газетах Il Messaggero и Il Tempo, и его фотографии стали частью визуальной летописи итальянской истории.

В 1968 году, с началом студенческих волнений, «сладкая жизнь» ушла в прошлое. Страна вступила в период глубочайших политических и общественных потрясений.

В «свинцовые семидесятые» Италию захлестнула волна терроризма. Главными героями новостей оказывались не кинозвезды, а преступные группировки, протестующие, организаторы уличных потасовок и тюремных бунтов. Бариллари, часто рискуя жизнью, оперативно освещал происшествия: убийство бывшего премьер-министра, популярного политика Альдо Моро «Красными бригадами», громкое похищение внука американского магната Пола Гетти мафией, покушение на Папу Римского, жестокое и до сих пор не раскрытое убийство режиссера Пьера Паоло Пазолини...

© Рино Бариллари. Антитеррористические мероприятия на площади Ватикана. Конец 1990-х. Цифровая печать. Предоставлено автором

Снимки Рино Бариллари запечатлели важные события этого драматичного периода в истории Италии. За достижения в области фотографии он был награжден орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1998). Ему посвящен документальный фильм «Король папарацци. Правдивая история» (киностудия Cinecittà Luce, 2018), в котором Бариллари рассказывает о своем пути, а режиссеры Бернардо Бертолуччи, Джузеппе Торнаторе, актер Карло Вердоне и др. рассуждают о нем как о феномене. Фрагменты этого увлекательного фильма демонстрируются на выставке.

Кураторы: Ольга Страда, Анна Зайцева, Мария Лаврова