© Александр Слюсарев. Без названия. Москва. 1963. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

МАММ продолжает цикл выставок «Детективные истории из жизни музейного хранителя», в котором раскрывает «внутреннюю кухню» музейной работы. 

Первая часть проекта познакомила зрителей с увлекательными исследованиями фотографий конца XIX – начала XX веков. Теперь в центре внимания оказываются снимки 1950-х – начала 2000-х, изучением которых занимается хранитель Борис Мисаланди. Он рассказывает о своих самых сложных, захватывающих и порой даже еще незавершенных «расследованиях». В экспозиции представлены как снимки признанных мастеров российской фотографии – Всеволода Тарасевича, Дмитрия Бальтерманца, Евгения Халдея, Александра Слюсарева и других, – так и малоизвестные кадры с чрезвычайно занимательными историями.

Музейный хранитель занимается не только вопросами сохранности вверенных ему предметов. Подлинная музейная жизнь фотографии начинается лишь тогда, когда ее удается поместить в исторический, художественный и культурный контекст. Именно этим кропотливым трудом – сбором сведений и их интерпретацией – наряду с другими задачами занимаются хранители. Их работа представляет собой ценный вклад в историю искусства, основу для научных изысканий и кураторских проектов. 

© Всеволод Тарасевич. Начальник цеха Воронежского кирпичного завода Павел Дуванов с сыном. Воронеж. Сентябрь – декабрь 1954. Цифровая печать с негатива. Собрание МАММ

Когда фотографии попадают в музей, места, даты, обстоятельства съемки не всегда бывают известны, а суть запечатленных событий – ясна. Установление этих фактов называется атрибуцией. Но даже когда снимок поступает в музей с подробным описанием, перед хранителем появляется множество задач. Каждую деталь предстоит перепроверить, каждую связь – документально подтвердить, собрать дополнительные сведения, чтобы современный зритель мог во всей полноте понять историю запечатленных на снимках героев и событий. 

Обычно посетители музеев видят лишь итоги хранительских исследований – подписи под экспонатами, буклеты, пояснительные тексты… Однако на этой выставке Борис Мисаланди приоткрывает тайны научной жизни музея: как опытный «детектив» он реконструирует путь от загадок к разгадкам, чтобы провести по нему посетителей. Он показывает, как выглядит изучение фотографий и как проводится их атрибуция.

© Даниэль Фонт. Апокалипсис. Аргентина, Сальта. Май 1985. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

На этом исследовательском пути может помочь любая, даже самая незначительная деталь – логотип табачной компании, едва заметный автомобиль на заднем плане, вывеска цветочного магазина… Особую ценность представляют те «зацепки», которые требуют не просто внимательности, но и специальных знаний. Например, по уникальной охристой полосе на фасаде, встречающейся всего на шести московских многоэтажках, хранитель смог точно определить место съемки; знание того, как менялись схемы московского метро, помогло установить годы создания снимка, а внимательное изучение автомобильного шасси и кузова (оказалось, что машин с таким кузовом во всем СССР было всего две!) оказалось бесценным для определения места съемки. Даже просто гуляя по городу, хранитель может набрести на ответы. В этой работе рождается магия музейного дела.

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова
Автор детективных историй: Борис Мисаланди
Готовил тексты и помогал в расследовании: Никита Малашенко