Дмитрий Булин. Рождение Венеры. Из серии «Венера 2.0». 2018. Для рекламной кампании универмага «Цветной». Предоставлено автором

В рамках «Фотобиеннале-2022» Мультимедиа Арт Музей, Москва совместно с Фондом Still Art представляют первую персональную выставку Codex Rescriptus молодого российского фотографа Дмитрия Булина, победителя грантовой программы Фонда 2021 года.

Куратор: Ольга Свиблова

«Мы рады представить на Фотобиеннале работы и книгу победителя нашего первого грантового года. Вместе с членами жюри мы отметили особый авторский подход и тонкое мастерство Димы переосмысливать классические образы и соединять их с современностью. Отдельно хочу выразить особую благодарность Ольге Львовне Свибловой за острый кураторский взгляд на творчество нашего победителя и возможность проведения его первой авторской выставки в стенах МАММ. Для Фонда это особенно символично — именно здесь в прошлом году мы объявили о старте грантовой программы, и уже через год вернулись с ярким проектом в музей», — комментирует Елена Карисалова, основательница Фонда Still Art.

Латинское название проекта Дмитрия Булина Codex Rescriptus отсылает к греческому слову «палимпсест». В древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении. Этот принцип использовали и в Средневековье, когда по старым росписям в храмах или иконным изображениям писали новые. Слово «codex» одновременно означает и книгу, и свод устоявшихся правил и норм, в том числе культурных, поведенческих, религиозных и др.

В трех сериях, вошедших в книгу и представленных на выставке, Дмитрий Булин выстраивает диалог с произведениями Северного Возрождения, Итальянского Возрождения, а также кинематографа первой трети XX века.

Эта художественная стратегия является одной из важнейших как для современного искусства, так и для искусства в целом. Важно, что обращаясь к композиционным, стилистическим, семантическим составляющим художественных произведений прошлого, Дмитрий Булин рефлексирует и артикулирует проблемы нашего времени.

Дмитрий Булин. Из серии «Мир вверх тормашками». 2021. Предоставлено автором

Серия «Мир вверх тормашками!» — диалог с творчеством великого художника Северного Возрождения Питера Брейгеля Старшего. Питер Брейгель, известный также под прозвищем «Мужицкий», часто обращался к нидерландскому фольклору — пословицам и поговоркам, отражавшим пороки и бытовую глупость человека. Они аккумулируют психологические архетипы, свойственные людям на всех этапах развития человеческой цивилизации. Эти же нарративы актуальны и сегодня, они существуют до сих пор практически у всех народов и практически во всех языках, и, как пишет Дмитрий Булин, «независимо от того, что в руках у человека — мотыга или смартфон». «В серии „Мир вверх тормашками!“ художник переосмысливает старинные фламандские пословицы и предлагает свою версию их современного прочтения. Он виртуозно использует в своих постановках композиционные приемы Питера Брейгеля Старшего, а также точно подбирает моделей. Стоит отметить и то, как в проекте подобраны уникальные костюмы. Большая часть одежды и аксессуаров взяты из винтажных коллекций современных модельеров, и, прежде всего, Вивьен Вествуд. Мода также развивается в диалоге с историей моды и историей искусства. Это еще один важный пласт художественного исследования Дмитрия Булина, продемонстрировавшего в своем проекте блистательное владение техникой фотосъемки», — говорит Ольга Свиблова, куратор выставки и директор Мультимедиа Арт Музея, Москва.

В серии «Венера 2.0» Дмитрий Булин предлагает современную интерпретацию картин «Весна» и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, «Сотворения Адама» — фрагмент фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, «Портрета мужчины в красном тюрбане» и «Портрета четы Арнольфини» Яна Ван Эйка и др. В этих работах его также интересует иконография старых мастеров, которую художник наполняет актуальными смыслами, рефлексируя над современными проблемами, и прежде всего гендерными вопросами.

Третья серия «Красота за 5 долларов» — попытка художника разобраться в том, как извечное желание человека соответствовать определенным эталонам красоты, существует в эпоху индустрии 4.0. С одной стороны, соцсети привели к массовому распространению феномена селфи и открыли каждому многообразные возможности трансформировать свой имидж, а с другой стороны, в еще существующей пока офлайн-реальности, люди верят, что с помощью простых и магических приспособлений можно достичь физического совершенства. Прекрасно зная историю кино, Дмитрий Булин обращается к кинематографу первой трети ХХ века. Именно кинематограф в начале ХХ века превращает актеров в идолов и иконы красоты и стиля.

Выставка Дмитрия Булина Codex Rescriptus в МАММ поддержана Still Art Foundation в рамках основанной Фондом в 2021 году грантовой программы по поддержке и популяризации современной fashion-фотографии в России. Дмитрий был удостоен главного приза, который, помимо выставочного проекта, включает издание книги с широкой ретроспективой работ автора. МАММ выражает благодарность Фонду Still Art и его основательнице Елене Карисаловой за возможность первыми представить выставку талантливого молодого фотографа Дмитрия Булина.

Дмитрий Булин. Из серии «Красота за пять долларов». 2022. Предоставлено автором


Дмитрий Булин — родился в Красноярском крае. В 2007 году окончил режиссерский факультет ВГИКа им. С. А. Герасимова и начал работать в качестве режиссера-постановщика на российских телеканалах. В 2015 году снял короткометражный фильм «Carpe Diem», который вошел в киноальманах «Русское краткое» и вышел в ограниченном прокате (прокатчик «Пионер»). Начиная с 2008 года, начал совмещать режиссерскую деятельность с портретными и фэшн-съемками. За это время сделал несколько рекламных кампаний. В настоящее время живет и работает в Москве.

Still Art Foundation — Фонд, основанный Еленой Карисаловой в 2018 году, управляет самым масштабным собранием западной фотографии XX–XXI веков в России. С 2019 года Фонд ведет образовательную, издательскую и выставочную деятельность в области фотографического искусства и активно поддерживает российскую fashion-фотографию. Поддержка молодых fashion-фотографов — вклад Фонда в развитие ярких талантливых авторов в нашей стране, возможность творческой реализации в проектах, достойных их уровня таланта, способ построить диалог молодого фотографа с издателями, галереями, музеями и профессиональным сообществом. Выставки работ из коллекции Фонда проходили на площадках Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музея, Москва, Центра Фотографии имени братьев Люмьер и многих других.

Сайт: www.stillfoundation.art

О Гранте Фонда:

Грантовая программа Фонда направлена на поддержку и развитие современной fashion-фотографии в России. Грант Still Art дает возможность молодым российским fashion-фотографам реализовать свои проекты и получить новый творческий опыт, необходимый для развития художественного потенциала. Участниками конкурса могут стать российские fashion-фотографы в возрасте от 18 до 35 лет.

В состав жюри гранта прошлого года входили основательница Still Art Foundation Елена Карисалова, директор Мультимедиа Арт Музея, Москва (МАММ) Ольга Свиблова, куратор, коллекционер, директор Lumiere Gallery Наталья Григорьева-Литвинская и коллекционер, меценат и издатель The Art Newspaper Инна Баженова.