Открытие фотографического наследия Марка Магидсона, классика советской операторской и фотографической школы, иначе как сенсацией не назовешь.

«Бесприданница» (1936), «Повесть о настоящем человеке» (1948) и «Верные друзья» (1954) — вот все, что сохраняет память о Магидсоне-операторе. Тот факт, что к моменту прихода в кино Марк Магидсон уже был признанным фотомастером, остается малоизвестным. Марк Магидсон фотографировал на съемках фильмов «Праздник святого Йоргена» (1930), «Чины и люди» (1929), где был рекламным фотографом, работал в качестве оператора на «Бесприданнице», «Гибели сенсации» (1935). В проекте представлены и работы, не имеющие прямого отношения к тому или иному фильму — пейзажи, портреты актеров и режиссеров: Марии Стрелковой, Нины Алисовой, Анатолия Кторова, Игоря Ильинского, Владимира Фогеля, Марины Ладыниной, Констанитина Эггерта…

Марк Павлович Магидсон родился в 1901 году и с детства оказался тесно связан с фотографией — работал ретушером, а потом и фотографом в фотоателье «Светопись». В двадцать лет Магидсон приехал в Москву и поступил на скульптурный факультет ВХУТЕМАСа, который закончил в 1924 году. Мы не знаем, у кого он занимался, кто набирал, а затем и вел операторский курс Государственного техникума кинематографии 1925 году. Не знаем и причин, по которым Магидсон не закончил ГТК. В своей краткой автобиографии он пишет, что одновременно с поступлением в техникум, он пришел работать фотографом на киностудию «Межрабпом-Русь». И еще — что до своего прихода в кино он «много с успехом работал по фото и имел уже признание на многих международных выставках». В 1931 году Магидсон уже оператор. За пять первых лет работы на его счету четыре игровых фильма, известных сегодня только киноведам, фильм Дзиги Вертова «Три песни о Ленине» (1934) и, вершина его творчества, «Бесприданница» Якова Протазанова. Выбор Протазановым Магидсона в качестве оператора был неожиданным: до этого режиссер работал с Петром Васильевичем Ермоловым. Но то, что в кадре у Ермолова было изысканно графично и выверено, в фотографии Магидсона становилось мягким и лиричным. Как ему удавалось достичь такого эффекта в павильоне — а Магидсон снимал при свете, поставленном Ермоловым — остается загадкой. И здесь у Марка Магидсона гротеск сменяется мягкой иронией и озорством, а абсолютная определенность расстановки персонажей и ситуаций уступает место готовности к мгновенной смене состояний и настроений. Протазанов не ошибся в выборе. Своей блистательной карьерой он во многом обязан оператору. После «Бесприданницы» Магидсон снимет еще тринадцать фильмов — с Сергеем Юткевичем, Александром Столпером, Михаилом Калатозовым, Григорием Козинцевым. В 1945 году умер Яков Протазанов, а в 1954 нелепая автомобильная катастрофа на ночном подмосковном шоссе оборвала жизнь еще полного сил и планов Марка Магидсона.

Джемма Фирсова

Выставка поддерживается компанией Банк Сосьете Женераль Восток