Оммаж Рене Магритту. Сан-Франциско, 2022 © Марина и Мария Пономарёвы

Уникальная история Марины Пономаревой и её дочери Марии, которые объединили свои страсти к фотографии и путешествиям, создав не только успешный бизнес, но и незабываемые воспоминания. От первых шагов в любительской фотографии до международного признания, Марина и Мария делятся своими личными исследованиями, стратегиями развития и уникальным видением мира, показывая, как из хобби может вырасти нечто великолепное. Их совместное путешествие — это источник вдохновения для всех, кто мечтает о карьере в фотографии и путешествиях.


В фотографию любительскую я пришла еще в своем детстве, снимая на первый фотоаппарат Ломо и проявляя фотографии в темной ванной. В 80-е годы не верилось, что фотографией можно заработать на жизнь, и уж тем более на жизнь в путешествиях. А вот экономическая специальность в университете, а потом и защита кандидатской диссертации, казались более перспективным вариантом. Я преподавала в ВУЗе, пока моя любимая камера пылилась в шкафу, не запечатлевая ничего, кроме дней рождений и Нового года, до 43 лет.

Но и в 43 можно начать карьеру заново, заняться наконец-то любимым делом и посмотреть на мир по-новому, свежим взглядом. 

Именно моя дочь, Мария (сейчас 27 лет), показала, что фотография может быть не только хобби, но и образом жизни. А еще, что добиться настоящего успеха можно только занимаясь любимым делом, а не тем, что «считается настоящей работой». Она показала, что можно бросить все и начать с нуля, поверив в себя.

Португалия, 2019 © Марина и Мария Пономарёвы

Когда ей было 14, она увлеклась социальными сетями, начала вести свое сообщество в ВКонтакте, снимала какие-то фотографии для него, печатала что-то на печатной машинке, сканировала, делала из этого коллажи. Что делала я? Я давала ей свободу. Свободу делать то, что нравится и то, что хочется. Я смотрела на нее и вспоминала себя, вспоминала, как проявляла те самые первые фотографии и как мне это нравилось. Вспоминала и брала двойную ставку на работе, чтобы на следующий день рождения подарить Маше компьютер с пиксельными шейдерами (до сих пор не знаю, что это такое, но она сказала, что ей надо для обработки фото, а надо – значит, надо), а потом на следующий год – первую GoPro. Она проводила за компьютером часы, дни напролет, тем временем, ее сообщество выросло уже до 300.000 человек и входило в топ-10 по России. Ей было тогда 16. Я брала на себя все домашние обязанности, убирала, готовила, работала, чтобы нас прокормить.

Когда Маше было 17, она начала вести еще и личный Инстаграм* и Ютуб-канал. После нескольких месяцев упорной работы над видео для Ютуба, Маша попросила у меня помощи, чтобы я помогла снять ей первый lookbook, это было 4 декабря 2015 года. Видео выходили каждые 3 дня, и все выходные я проводила, помогая Маше снимать контент и на Ютуб, и в Инстаграм. Это были видео и фото о творчестве, о путешествиях, о моде – обо всем.

Так и появился наш творческий тандем. Первый год мы вообще ничего не зарабатывали, потом, когда в каждой социальной сети было более 100.000 человек (это было в 2016 году, и рынок интернет-рекламы только развивался), начали приходить первые проекты – сначала за 5.000 рублей, потом 10.000, потом больше и больше. Когда наш доход вышел в 50.000 рублей в месяц, я стала работать с Машей как full-time. Это стало нашим совместным творческим делом, делом, о котором я когда-то могла только мечтать.

Итуруп, Россия, 2020 © Марина и Мария Пономарёвы

Когда социальные сети стали для нас обеих работой, мы обсуждали, стоит ли вести два Инстаграм аккаунта параллельно – Марии как блогеру, а мне как фотографу, но опять же – мы пришли к выводу, что это нецелесообразно. Нам просто не хватит ни сил, ни времени. Каждая фотография занимает от 6 до 12 часов: это подбор локации, подбор луков и реквизита, время доехать до локаций, съемка с использованием камеры, GoPro, дрона, выбор фотографий из всего отснятого материала (обычно фотосессия – это более 1000 кадров), обработка фотографии, написание текста и публикация. Именно из-за такого большого объёма работы, которого требует всего один блог, и было принято решение вести один аккаунт в Инстаграме, в котором будет отражено общее творчество. 

Первым крупным тревел-проектом, куда меня пригласили как фотографа, а Марию как блогера, был отель Shangri-La в Сингапуре. После успешной работы над этими съемками посыпались предложения от Givenchy, Bvlgari, Infiniti. Любовь к путешествиям и фотографии вылилась в огромное количество творческих проектов. 

В сентябре 2020 года Министерство туризма России пригласило нас снимать Карелию. Это была большая творческая работа, где мы снимали леса Карелии, поезд в Рускеале и Музей-заповедник «Кижи» — это один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это — уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Нам вообще очень нравится путешествовать по России, мы побывали на Алтае и Сахалине, Санкт Петербурге и Казани.

Эстония, 2020 © Марина и Мария Пономарёвы

Я снимаю на беззеркальный фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 Mark III Body с объективом Olympus M.ZUIKO DIGITAL 7-14 mm и дрон Mavic Air 2, который пережил столько потрясений, что мы с ним почти породнились в этом эмоциональном состоянии и поэтому менять на новую модель даже не хотим. Например, мы однажды потеряли дрон высоко в горах Словении, а местный альпинист, который работал в отеле, нам его через пару дней нашел по геопозиции, достал и отправил обратно в Москву! Но вообще зачастую важна не камера, на которую ты снимаешь, а то, как ты сам видишь мир. А я чем больше на него смотрю, тем шире хочу раскрыть глаза и чаще снимать каждое мгновение.

Другим крупным исследовательским проектом для нас стал блог-тур с фондом защиты дикой природы WWF на Байкал. В этом туре не только были созданы красивые фотографии, но и опубликовано много постов и стори в Инстаграме, посвященных проблеме экологии и защите Байкала. Да много поездок было! Мы вместе объехали не только всю Россию, но и почти 40 стран, и ни одно место не было похоже на другое. И ни одно не было лучше другого. Оно просто всё разное. Так иногда думаешь – и не верится, что где-то в эту секунду кто-то едет верхом на верблюде под воздушными шарами Каппадокии, кто-то ловит рыбу на Алтае, кто-то мокнет под дождем в Таиланде (или греется на пляже, но в таком случае, я ему завидую, так что, надеюсь, все-таки там сейчас дождь), а вот в Москве опять снегопад. Красиво, но холодно, но больше красиво, чем холодно. 

Маяк в штате Мэн, США, 2020 © Марина и Мария Пономарёвы

Путешествовать вдвоем нам – маме и взрослой дочери, не всегда просто, и очень часто приходится идти на уступки, постоянно учиться слышать друг друга. Да и сами путешествия меняют тебя, как будто горизонты расширяются – в кулинарии, интересе к истории, географии и культуре. Вот уже 6 лет как мы отказались от какой-либо стабильности (ну, за исключением квоты одного приключения каждый день).

В последние годы появились новые интересы, например, каждый вечер смотреть по фильму, который был номинирован на Оскар. Причем, начали смотреть фильмы с номинации 2023 года и пошли в обратном порядке, сейчас уже досматривают 2012 год, обсуждая каждый фильм с точки зрения не только актерского мастерства, но и построения кадра, операторской работы, режиссуры, сценария, света и музыки.

В постоянных путешествиях важно разграничивать обязанности в работе, и если я ответственна за съемку фото и видео, сбор и разбор чемоданов (у нас их 11 штук), то дочь – за написание и публикацию постов и стори. Эта жизнь-приключение, непредсказуемость, а поэтому поддержка друг друга во всем и делает возможным вести такой образ жизни. 

Мы, возможно, не соответствуем стандартному образу «идеальной женщины»: с нашими домашними навыками нас даже в «Отчаянные Домохозяйки» не взяли бы, про «Фазенду» я вообще молчу, но у нас есть неутолимый дух приключений, который может перенести нас от Москвы до края Земли за несколько часов. И мы любим то, что мы делаем.

Совместный автопортрет, Мальдивы, 2022 © Марина и Мария Пономарёвы


* Признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ.