Бывшие победители конкурса LensCulture Award делятся своими лучшими советами по творчеству, а также по построению успешной карьеры в качестве фотографа-портретиста. Первая статья из двух.


Матьяж Кривич
Я думаю, что самое главное в съёмке портрета – это установление доверительных отношений с портретируемыми.  Не стесняйтесь, подойдите поближе и найдите время, чтобы пообщаться с ними. Стройте доверие, и всегда подходите к людям с уважением! Я обычно сначала убираю камеру, чтобы люди, которых я собираюсь фотографировать, могли почувствовать себя более расслабленными и проявить свою индивидуальность. Я подхожу к ним в честной, открытой и дружелюбной манере, и всегда стараюсь вызвать улыбку!  Также, история, которую рассказывает портрет, это всегда история отношений. У каждой личности есть своя история, и фотография должна рассказывать часть её.

Что касается совета, как сделать прекрасный портрет, то главное – фокусируйтесь на глазах, - они и в самом деле зеркало души. Пусть они общаются со зрителем. Думайте о декорациях, в которых хотите разместить объект, и постарайтесь подчеркнуть то, что, по вашему мнению, поможет зрителям коммуницировать с ним.

Копаем будущее. Арзума, 28 лет. «Офис» Арзумы — это 20-метровая, узкая, опасная и вызывающая клаустрофобию яма. Воздух там плотный, горячий и влажный, постоянно с массой пыли. The air there is thick, hot and humid with constant dust. Он готов пойти в свою яму, чтобы работать в ночную смену после того, как докурит сигарету. Ночью работать легче, говорит он, потому что прохладнее. © Матьяж Кривич, LensCulture Portrait Awards 2016 (смотреть всю серию)

 

Цутоми Ямагата
Я узнал две вещи о портретной фотографии: первое, выделите время, чтобы снять много кадров. Я выделяю время на то, чтобы поговорить с моделью и по-настоящему услышать его или её историю. Я никогда не фотографирую, пока не узнаю модель вдоль и поперек — это приводит к тому, что модель узнает меня. Чем больше вы общаетесь – тем большую глубину это добавляет в фотографию.

Второе – уважайте модель. Портретная фотография – это сотрудничество между фотографом и моделью. Эта работа невозможна без взаимного уважения.

Он открыл маленький бар в Синдзюку. Бар всегда заполнен клиентами, несмотря на проблемы в экономике. © Цутоми Ямагата, LensCulture Portrait Awards 2014 (смотреть всю серию)

 

Петер ван дер Хайден
Я бы сказал, что самая важная вещь, особенно при работе над проектом или серией, - выбрать себе модель, близкую вам по- человечески. Этот контакт добавит в результат вашей работы дополнительное измерение.

Всегда помните о том, что вы стали заниматься этим делом потому, что любите фотографировать. Когда вы попадаете в трудное положение, постарайтесь сосредоточиться на этом ощущении.

Также, по окончании съёмки, потратьте пару минут на то, чтобы расслабиться, подурачиться. Позанимайтесь какой-нибудь ерундой. Так вы все расслабитесь и сбросите напряжение. Результаты этого нередко будут неожиданно хороши.

Реми ван Кестерен, победитель США/Международного конкурса арфистов 2013 г. © Петер ван ден Хейден, LensCulture Portrait Awards 2015 (смотреть всю серию)

 

Ёнхо Кан
Когда я снимаю чей-то портрет, я думаю о себе, как о передатчике. Я должен быть передатчиком, который запечатлеет глубокие чувства моих объектов, а не их внешний вид Я хочу быть зеркалом, которое отражает их жизни.

Чтобы раскрыть эти внутренние чувства портретируемых, я разговариваю с ними до съёмки и во время неё. Фото – это просто инструмент для коммуникации, для установления отношений. Я всегда искренне интересуюсь моими субъектами. В некотором смысле, это похоже на психотерапию: они нередко раскрывают свои скрытые стороны. Также я обнаружил, что музыка помогает создать приятную обстановку, если я снимаю в студии.

Из серии “Miss President” © Ёнхо Кан, LensCulture Portrait Awards 2014 (смотреть всю серию)

 

Сандер Троэльстра
Портрет для меня – это встреча, момент, когда встречается сила человеческой мысли и физические условия,  а вместе с этим – отражение меня самого. Это говорит нам нечто о том месте, которое мы занимаем в собственной жизни. Лично я часто фотографирую людей, которые редко бывают на переднем плане. Я ловлю себя на том, что меня привлекают эти «невидимки». Я считаю, что быть замеченным заслуживает каждый. Я ищу и исследую «неотшлифованные» жизни.

Когда я снимаю чей-то портрет, я всегда ощущаю напряжение в желудке. Это всегдашнее чувство неуверенности, вопрос о том, смогу ли я ухватить сущность объекта. Постоянная встреча с этими опасениями, старания переступить этот порог – моя движущая сила. Мне нужно это напряжение. Оно ощущается в самом начале, совсем недолго, но придаёт мне сил и сосредоточенности. Процесс не может всё время быть весёлой игрой – часто требуется некоторое напряжение.

Я снимаю портрет долго. Мне нравится раздвигать границы, крутить так и сяк, менять что-то пока не случится нечто, пока не произойдёт «это». Или пока есть силы. Этот процесс – долгого поиска и открывающихся затем моментов – часто и есть самое интересное. Я заметил, что люди, которых я снимаю, ценят мой искренний к ним интерес. Может быть, это потому, что часто перед моей камерой часто оказываются особые люди. Я обычно снимаю людей, о которых думаю потом – «как я сделал это?»

Дети ночи. Уличные дети бродят по улицам Дурбана, Южная Африка. © Сандер Троэльстра. Этот портрет из серии, отмеченной на LensCulture Street Photography Awards 2015 (смотреть всю серию)

 

Рейчел Кокс
Портреты невероятно сложны, и съёмка их варьирует от интимного опыта общения с близким человеком, до фотографирования незнакомца, вероятно в первый раз, при первой встрече. В любом случае, я считаю, что следование своей интуиции – лучший совет при начале любого портретного проекта. Даже если вы не всегда будете сознавать, что вы делаете, чем больше вы следуете драйву и интуиции, тем более оригинальными и уникальными могут быть получающиеся работы.

Если рассуждать в терминах карьерного успеха, я бы сказал, что умение ввести свою работу в контекст является ключевым. Особенно это касается файн-арт фотографов, которые ищут галерейное представительство, публикации или даже награды на различных конкурсах. Чем больше вы знаете о том, что было до вас. И о том, что происходит сейчас в современной портретной фотографии, тем большего вы можете добиться. Бойтесь подражательных работ. Члены различных жюри – одни из самых информированных профессионалов в мире этой индустрии, и если ваша работа сильно похожа на чью-то ещё, это может сильно повредить вашим усилиям. Несколько ключевых советов для того, чтобы быть информированным: смотрите крупнейшие блоги по фотоискусству, сканируйте результаты тематических фотоконкурсов, и как можно чаще ходите в музеи и галереи, показывающие портретные работы.

Mind Meld. © Рейчел Кокс, LensCulture Portrait Awards 2016 (смотреть всю серию)

 

Девид Джей
Я остро осознаю, каким эмоционально обнаженным чувствует себя человек, стоя передо мной. Спрятаться негде – что буквально, что метафорически. В этом моменте прекрасная честность и правда – и огромная порция доверия. Если в моей жизни присутствуют какие-то дары, то этот – величайший. Доверие гораздо ценнее всего того, что у меня ещё есть в области фотографии. С точки зрения зрителя сообщение должно выходить за рамки самого изображения.

Вы никогда не знаете, куда вас может завести карьера в качестве фотографа. В середине моей жизни в качестве профессионального фотографа моды и смежных тематик, я даже не думал, что однажды полностью посвящу себя долговременным, личным проектам, темы которых будут прямо противоположны моде: тяжелораненые солдаты, женщины в шрамах, неизлечимо больные, скорбящие дети, и тому подобное. Жизненный опыт сам по себе может менять вас как фотографа, и вы должны быть готовы принять эти перемены и идти за ними. Поверьте в них и идите вперёд.

Старший лейтенант Николас Джон Фогт, Армия США. 12 ноября 2011 года он был тяжело ранен самодельным взрывным устройством во время патрулирования в Пнджвайи, Афганистан. © Девид Джей, LensCulture Portrait Awards 2015 (смотреть всю серию)

 

Даймон Ксантопулос
Съёмка чьего-то портрета – это о том, как наладить контакт и рассказать историю. Для меня портрет – сродни документальной работе. И когда он сделан хорошо, мощь его велика. Когда я снимаю, я стараюсь почувствовать портрет и понять, что контакт возникает. Вы можете посмотреть на больших художников, чтобы понять, как они используют свет и создают напряжение на лице. Профессиональная сторона в вас должна знать, как создать нужное ощущение в ваших работах; художественная должна быть готова нарушить правила, чтобы создать нечто новое. Спокойствие, злость, уязвимость – эти чувства вы не внесёте в работу с помощью композиции или света. (А без умения пользоваться композицией и светом не внесёте тем более – АК). Для меня – это самое воодушевляющее, что есть в портретной фотографии

Я считаю, что хорошо, когда у вас есть ясная идея о том, как именно вы собираетесь делать портреты. Как и художник, который начинает работать, ясно видя путь, вы должны знать, куда вы идёте. Конечно, надо оставаться открытым и видеть, что и как работает, но для начала нужен чёткий фокус и план. Это значит, съёмка должна быть под вашим контролем. Фотографироваться, в общем, страшно, и ваш объект хочет быть уверен, что фотограф знает, что делает. Тогда он или она может вам доверять. Это очень важно, так как при наличии доверия вы получите и возможность для эксперимента.

Когда я снимаю портрет для клиента, я всегда работаю одинаково, с одним исключением: у меня запланирована «надёжная» съёмка в качестве второй локации. Таким образом, я могу экспериментировать в нескольких первых кадрах, и если получается нечто выдающееся, всегда могу предложить это фото.

Танцовщик дьявола из Зигиты. Тайное общество Поро можно найти на всех уровнях в Сьерра-Леоне и Либерии, и оно является самым большим и влиятельным тайным обществом в Западной Африке. В обществе Поро есть школы кустарников и церемонии танцующих дьяволов, а также магические целители и травники. Танцующий дьявол злой, и когда слышен звук его прибытия, все разбегаются по домам. Старик Форкпайя Аргба - один из тайных дьявольских танцоров Поро в Зигите. © Даймон Ксантопулос, LensCulture Portrait Awards 2015 (смотреть всю серию)

 

Оригинал статьи
Перевод Александра Курловича