Пятна мягкого цвета, непонятного химического происхождения, туманные космические фотографии – недавняя работа Энн Харди предстаёт перед нами в виде запоминающихся фотограмм, балансирующих между конкретикой и абстракцией, реальностью и фантастикой. Трудно определимые картинки плавно переходят по градиенту от чернильной черноты к ярким оттенкам. Их цветовая палитра простирается от холодных синих и бирюзовых тонов до теплых красных и оранжевых оттенков, передающих чередование холода и тепла, или, вспоминая название одной из работ – «Поднимающееся тепло».

Поднимающееся тепло, 2020

Фотографии основаны на работе со светом и мелких объектах, которые Харди собрала на побережье Темзы, пока она в 2019 году делала заказную работы для Tate Britain, «Глубина тьмы, возвращение света» (The Depth of Darkness, the Return of the Light). Масштабная антиутопическая инсталляция превратила неоклассический фасад музея в заброшенное здание, украшенное гирляндами, рваными знаменами и ритмичным каскадом предметов. Тёмная, мистическая эстетика сопровождалась звукорядом, включавшим элементы, записанные на реке.

Равновесие, 2020

Первые фотограммы Харди появились в 2015 году, когда она работала на выставке в Музее современного искусства в Оксфорде (Modern Art Oxford). Используя всякие остатки материалов и пыльный мусор с пола студии, она сделала серию «Фотограммы процесса» (Process Photograms), которая совместима с фотограммами из «Глубины тьмы, возвращения света» в своей атмосферной эстетике. В одинаковой мере используя интуицию и алхимию «тёмной комнаты», Харди создала свои позднейшие фотограммы во время локдауна. Лондон, обычно загруженный и шумный, показал свою уязвимость и был принуждён замереть. На этом фоне связь фотограмм с поглощающей работой Харди в Тейт кажется особенно уместной, поскольку инсталляция, по словам Харди, была, по сути, «о точке коллапса и хрупкости и о том, что из этого может возникнуть в результате». Мусор из Темзы может рассматриваться с точки зрения печальной перегрузки, которой люди подвергают всё более перегревающуюся планету. Он символизирует бесчисленное количество неизвестных людей и их долгосрочное влияние на Землю, связывая разные времена и пространства.

Параллельная реальность, 2020

Тем не менее, «Глубина тьмы, возвращение света» представляет собой многослойную серию, в которой микро масштаб сочетается с обычным, осязаемое с интимным, физическое пространство с воображаемым и сознательное с подсознательным. Обломки с берега реки образуют бесконечную планетарную эстетику, м реальные объекты создают фантастические образы. На вопрос об этих отношениях и трансформациях, Харди отвечает: «Меня интересует разрыв между тем, что вы называете конкретным и абстрактным, как продуктивное пространство переосмысления и воображения, в котором знание и уверенность становятся менее значимыми. … Микро и бесконечное – вещи, которые выглядят для меня взаимозаменяемыми. Это всё – разговор о представлениях и о том, какую шкалу для измерения вы решили использовать – а системы и энергии работают одни и те же».

Осаждение, 2020

Рассматриваются ли атмосферные фотограммы, как отображения кусочков речного мусора, или фантастических космических объектов, серия говорит о времени и бесконечных циклах трансформации, что отражено в названиях работ, например таких, как «Поднимающееся тепло» или «Во тьму». Сама Харди подчеркивает возможность перемен. В мягких формах и ярких красках ее фотограмм чувствуется постапокалиптическая магия, превращающая старые отходы в новое прекрасное искусство.

Позывной, 2020

Оригинал статьи
Перевод Александра Курловича