Для многих фотографов и людей, связанных с творчеством в бизнесе, идея создания собственного сайта кажется пугающей. Задачи, связанные с поиском «правильного» веб-хостинга, поддержанием нужного уровня безопасности и оптимизации сайта в поисковых системах, выглядят непосильными. Поэтому нередко фотографы предпочитают не делать свой сайт, а использовать социальные сети, основанные на портфолио.

Подобные порталы, такие как Behance, 500px, Tumblr и DeviantArt, например, имеют «внутренние» социальные сети и сообщества и многие другие функции, выглядящие весьма привлекательно. Лёгкость создания аккаунта здесь выглядит очень соблазнительной альтернативой созданию персонального сайта. И хотя в наличии активного аккаунта на этих сайтах нет ничего плохого, мы хотим разобраться, для кого они подходят лучше всего, рассмотреть аргументы «за» и «против», и выяснить, удовлетворяют ли эти платформы ваши потребности в показе фотографий. Мы также обсудим, нужен ли вам веб-сайт вдобавок к аккаунту на одном из этих порталов, и как соединить эти способы представления ваших работ.

Photo by Joshua Aragon on Unsplash
Photo by Joshua Aragon on Unsplash

Вам действительно нужен сайт?

Профессиональные фотографы, не имеющие веб-сайтов, играют в Интернете в опасную игру. Немало фотографов отказались от сайтов недавно или совсем их не имели. Им хватало Фейсбука или социальных сетей, основанных на портфолио, типа 500px, Behance или DeviantArt, и они не считали важным создание собственного профессионального сайта. Хотя в присутствии на этих порталах и использовании их «на полную» нет ничего плохого, давайте обсудим, почему может быть опасно полагаться на них слишком сильно в смысле вашего продвижения.

С годами лицо социальных сетей меняется. Если вы находитесь в Интернете достаточно давно, вы, вероятно, видели взлёт и падение MySpace, Friendster и подобных проектов. В более близкое к нам время был закрыт Google+, а также ещё много небольших социальных сетей приходили и уходили. В то же время, сильно менялись алгоритмы Фейсбука и Инстаграма.

Трафик в Интернете испытывает приливы и отливы. Некоторые сети теряют аудиторию, уходящую в другие сети, как ушла она с MySpace на Фейсбук. MySpace опоздала с адаптацией к мобильным устройствам и интеграцией в протокол Open Graph. Проект не успел за изменениями ландшафта сети — и потерял аудиторию.

Если вы — фотограф, который использовал платформу MySpace для продвижения своих работ, вы видели, как в начале 2000-х аудитория сказала вам «до свидания». Если вы чётко держали «нос по ветру», вы, вероятно, быстро перебежали на Фейсбук. Однако, его долговечность не гарантирована так же, как и долговечность любой другой социальной сети.

Есть такой факт — согласно исследованию Исследовательского центра Пью 2018 года, около 42% американцев «сделали перерыв» в пользовании Фейсбуком в течении последнего года (на тот момент). Более половины пользователей, так или иначе меняли свои настройки приватности. Хотя это вовсе не обязательно говорит о приближающемся конце Фейсбука, это важная информация, которую нельзя не учитывать.

Если вы используете социальные сети для продвижения своего фотографического бизнеса, вы работаете в пространстве, которым вы не владеете и не управляете. Это такой цифровой вариант жизни фермера-арендатора, и в ту минуту, как компания (тот же Фейсбук) решит поменять правила игры, вашей деятельности может быть нанесён смертельный удар, если вы полагались на эту платформу слишком сильно.

В отличие от этого, на собственном сайте вы владеете доменом и контентом, который показываете. Смена правил на Фейсбуке (как, например, ограничение охвата бизнес-страниц в 2014 и 2018 годах), по-прежнему окажет негативное влияние на ваш бизнес. Однако, если у вас есть сильный и стратегически продуманный комплекс маркетинговых действий, последствия могут быть гораздо мягче, чем в случае, когда вся ваша ставка сделана только на Фейсбук.


Личный веб-сайт фотографа должен стать центром его присутствия в Интернете. Именно туда нужно направлять трафик из социальных сетей.


Что такое сайты, ориентированные на портфолио?

Теперь, когда вы знаете, для чего вам нужен личный веб-сайт, давайте разберемся, что такое платформы социальных сетей на основе портфолио, какими они бывают и как их использовать?

Есть сайты, которые позволяют вам держать своё портфолио на их серверах, под их брендом, и при этом «по умолчанию» имеют определённый функционал, связанный с социальной активностью и формированием сообщества. Самые известные из них — это 500px, Behance, Flickr и DeviantArt (в русскоязычной сети таким сайтом является Nonstop Photos — прим. ред.).

Photo by Kobu Agency on Unsplash
Photo by Kobu Agency on Unsplash

Преимущества такого сайта

Сайты-портфолио могут быть великолепной «стартовой площадкой» для фотографа, выстраивающего своё присутствие в Интернете, особенно если в начале пути в это дело могут быть вложены весьма ограниченные средства. Многие из таких сайтов позволяют фотографу иметь простейший бесплатный аккаунт, на котором можно разместить свою «цифровую вывеску» и образцы работ. Можно также установить определённую сеть контактов благодаря «встроенному» социальному компоненту и имеющемуся на портале сообществу. Когда я начинала свою карьеру, Фликр сыграл очень важную роль в моём росте и создании поддерживающего сообщества. Там я могла получить ответы на многие вопросы от людей, которые были более опытны как фотографы и какое-то время занимались этим, как бизнесом.

По мере того, как сайт приобретает известность в отрасли, туда начинают приходить люди, которые ищут кого-то для выполнения заказов или приобретения авторских работ. Дизайнеры нередко находят работу через Behance, а фотографы — через тот же Behance или Flickr. Вдобавок, сильное сообщество, сформировавшееся вокруг сайта, помогает его контенту занимать более высокие строчки в поисковых системах.

Подчас портфолио, или отдельные его фрагменты, может стоять в поиске выше, чем собственный сайт фотографа, просто потому, что большой портал сам по себе имеет высокую популярность. Например, Behance или 500px, скорее всего, будут иметь большую популярность, чем большинство авторских сайтов. То есть, заказчик, ищущий фотографа, скорее найдёт его портфолио на большом портале, потому что ссылка на него окажется выше в списке поисковой системы. Однако, возможность перенаправлять трафик на ваш личный веб-сайт — признак профессионализма и знак того, что вы держите под контролем «мозговой центр» своего присутствия в Интернете.

Некоторые сайты-портфолио также позволяют участникам предлагать свои отпечатки или продукты для продажи или лицензирования. Фликр имеет партнёрство с Гетти, и 500рх также распространяет работы из своего проекта Marketplace через коллекцию Гетти. Также и другие сайты, типа EyeEm, имеют партнёрские договоры с различными фотостоками, давая фотографам возможность иметь какую-то денежку с портфолио.

Недостатки сайта-портфолио

Эти сайты имеют определённое количество ограничений. Самое главное из них состоит в том, что вы практически никак не можете влиять на дизайн своей странички. Необходимость подчиниться общим правилам презентации на данном портале «размывает» индивидуальность вашего материала, снижая его воздействие на зрителя.

Хотя содержание портфолио каждого автора может различаться весьма сильно, страничка на Flickr всегда выглядит одинаково, как и страничка на DeviantArt. Tumblr, в некотором роде, оказывается исключением, так как позволяет пользователям приобретать особые «премиальные» варианты оформления. Однако, хотя немало фотографов используют эту платформу для портфолио, всё же в первую очередь Tumblr — это платформа для блогов.

Вдобавок к тому, что вы должны подчиняться общим правилам данного сайта в отношении показа работ, вы являетесь, если угодно, «заложником» его внутренних правил пользования — и сервера. Если контент не соответствует правилам, ваши работы могут удалить, а нередко и сам аккаунт может быть блокирован. Если сервер портала прекратит работу, то же будет и с вашим портфолио.

Некоторые из подобных платформ создают собственные онлайн-магазины, для продажи фотографических отпечатков, других продуктов или прав на лицензирование. Хотя, с одной стороны, это может принести фотографу некоторый дополнительный доход, это понижает уровень его контроля в этом бизнесе. Например, в случае продажи отпечатков, изготовляемых по заказу клиента (print-on-demand), что позволяют делать некоторые сайты, как например DeviantArt, вы не сможете проконтролировать качество отпечатка, который будет отправлен покупателю.

В случае продажи лицензий, когда компания типа 500рх меняет правила заказа фотографий, это тоже может иметь свои последствия для фотографа. Например, когда 500рх закрыла свой собственный Marketplace в 2018 году, она сместила центр тяжести на распространение работ через партнёров — Гетти и Visual China Group. Деньги за продажу на Маркетплейс делились между автором и 500рх.

Теперь же, происходит более дробный делёж выплат, причём неравноправный. Например, в случае продажи через Гетти «львиная доля» дистрибьютора составляет 70%, а остальные 30% делят автор и 500рх. Были также жалобы, что некоторые фото продаются, но фотограф не получает за это денег, впрочем, в партнёрстве с Гетти таких случаев не регистрировалось.

Давайте бросим более пристальный взгляд на некоторые наиболее популярные сайты, преимущества которых могут использовать фотографы и другие представители творческих профессий.


Behance

Behance — это социальная сеть, являющаяся дочерним проектом Adobe. Она состоит из портфолио творческих людей множества разных областей. То, что началось как интернет-альбом для творческих людей, превратилось в платформу, где дизайнеры, фотографы и иллюстраторы показывают свои работы, контактируют друг с другом, находят вдохновение и работу. Доступ на Behance связан с подпиской на Adobe Creative Cloud, которая стоит от $9,99 в месяц.

Преимущества и недостатки использования платформы Behance

Behance собрала процветающее сообщество художников, и это прекрасное место для того, чтобы быть «на связи» с теми, кем вы восхищаетесь, и найти новых художников, которые могут вдохновить вас. Поскольку это платформа, предназначенная для художников, вы можете демонстрировать завершенные проекты, а также проекты, которые находятся в стадии реализации, и просить своих подписчиков высказать свое мнение. Незавершенные проекты устроены аналогично подобным историям в Инстаграм и Snapchat, они остаются видимыми для подписчиков в течение суток, и в это время зрители могут оставлять отзывы. Природа сообщества на Behance такова, что обратная связь обычно более конструктивна, чем где-либо, и поддержка, получаемая от других художников, может быть неоценимой.

На Behance также есть «доска объявлений» о работе, где художник может найти как временный заказ, так и постоянное место работы. Хотя эти вакансии часто могут смещаться в сторону должностей дизайнеров или арт-директоров, нередко компании принимают решение о приёме на работу на основе просмотра портфолио на Behance. Например, фотограф может выложить своё портфолио, и потенциальные клиенты могут подписаться на него, оставлять свои комментарии, а затем пригласить автора на работу.

У портала Behance как такового есть немало ограничений в смысле настроек показа портфолио. Однако, будучи продуктом Adobe, он интегрируется в Creative Cloud и позволяет подписчикам импортировать содержимое аккаунтов в Adobe Portfolio для создания веб-сайта. Эти веб-сайты входят в комплект услуг, доступных подписчикам Creative Cloud, и включают хостинг и наличие неограниченного числа страниц, не требуя дополнительной оплаты. Для создания этих сайтов может использоваться 12 различных шаблонов, адаптированных в том числе под мобильный просмотр.

Хотя в результате фотографы получают экономичное решение для веб-сайта, этот портал не предлагает таких возможностей и интеграций, как другие платформы, например Squarespace, WordPress, Wix и Weebly. Однако, для фотографа, ищущего простое решение, сочетание Behance и Adobe Portfolio может быть весьма привлекательно в плане представления своих работ в Интернете.

Подходит ли Behance для ваших работ?

Для принятия решения, стоит ли вам заводить портфолио на Behance, потратьте некоторое время на изучение возможностей платформы, а затем дайте себе ответ на несколько вопросов. Прежде всего, чего вы хотите добиться с помощью этой платформы? Связаться с любимыми художниками, получить отзывы, которые помогут вам развиваться и повышать уровень, или найти потенциальных клиентов?

Когда вы определили свои цели, надо определиться для себя, подходят ли ваши работы для этого сообщества, или присутствуют ли на Behance клиенты, для которых вы хотели бы работать. Если вы стараетесь пробиться на коммерческий рынок, Behance может быть превосходным местом, где вы можете оценить уровень конкуренции, и кто в этой области может быть клиентом. Однако, если вы, например, специализируетесь на заказном портрете, эта платформа едва ли будет вам особо полезна.

Для тех, кто ищет поддерживающую социальную сеть и интеграцию портфолио с веб-сайтом, Behance может быть хорошим стартовым уровнем. В то время, как отдельное портфолио на Behance не заменяет веб-сайт, интеграция с Adobe Portfolio даёт вам базовое решение этой проблемы за разумную цену. Ну и, кроме того, в случае, если у вас уже есть подписка на Creative Cloud, стоит изучить Behance, чтобы понять, даёт ли эта платформа хорошую поддержку вашему бизнесу.


500px

Для многих фотографов 500рх стал «сетевым домом», куда они перебрались после того, как популярность Фликра стала падать. Этот сайт стал популярным сообществом для поддержки и обратной связи, а также местом, где можно экспериментировать с лицензированием работ через Marketplace. Однако, с изменением общего ландшафта социальных сетей, 500рх внесла определённые противоречивые изменения в структуру аккаунта и лицензирование, после чего часть фотографов ушла оттуда, так как перестала воспринимать это место столь же комфортным и полезным, как раньше.

Преимущества и недостатки 500px

На основном сайте аккаунты делятся на несколько уровней, от Free, до Pro. Загрузки на Free аккаунте ограничены семью в неделю (раньше было 20), в то время как аккаунты Awesome и Pro позволяют загружать любое число работ. Как и в случае с Фликром, для того, чтобы получить расширенную статистику просмотров ваших работ, необходимо приобрести платный аккаунт от Awesome и выше. Уровень Pro позволяет подписчикам предлагать услуги и мастер-классы, а также даёт им доступ к 500px Directory, где брэнды могут отслеживать фотографов, нанимать их, и писать сообщения.

На 500рх есть ещё Quests (Квесты), где фотографы могут выставлять свои работы в розыгрыше призов, а также брэнды отбирают фото для своих проектов методом краудсорсинга. Однако, этот самый краудсорсинг имеет определённые подводные камни, связанные с тем, что далеко не все фотографы внимательно читают условия лицензирования, о чём нельзя забывать ни в коем случае.

Чтобы участвовать в некоторых Квестах, вы должны разрешить лицензирование ваших фотографий размером до 500 пикселей. Во всяком случае, вы должны быть уверены, что перед тем, как предлагать свои работы, вы тщательно прочитали лицензионное соглашение и разобрались в нём.

500px также интегрируется с некоторыми провайдерами веб-сайтов, такими как Squarespace и Format. Хотя аналогичной интеграции с Adobe Portfolio нет, 500px предлагает Adobe CC Photography Plan в виде объединенной подписки под названием Pro и Adobe. Используя эту пакетную подписку, фотографы могут пользоваться преимуществами бесплатного веб-сайта через Adobe Portfolio.

Подходит ли 500px для ваших работ?

Бывший когда-то конкурентом Фликра, 500рх прошел за эти годы через множество изменений, среди которых ограничение загрузок для бесплатных аккаунтов и отключение собственной лицензии через Marketplace. Немало фотографов покинуло эту платформу, предпочтя медиа-гиганта Инстаграм или конкурентов типа Behance. Остальные продолжают оставаться пользователями 500рх, так как они нашли здесь разумное (релевантное) сообщество, где можно показывать свои работы и взаимодействовать с другими, а также участвовать в конкурсах типа Квестов.

Одно большое преимущество 500рх перед Инстаграмом состоит в том, что фотографии могут индексироваться в поисковых движках. То же самое справедливо и для Фликра, но система 500рх гораздо эффективнее. Давайте посмотрим на URL одной и той же картинки, выложенной на этих двух платформах.

На Фликре, URL моей фотографии выглядит так:
https://www.flickr.com/photos/jenkiaba/43591155104/in/dateposted-public/

В то же время, на 500px, URL выглядит так:
https://500px.com/photo/271815605/surfacing-by-jen-kiaba

То есть, на 500рх URL создаётся на основе названия моей фотографии. Если я использую название с подобранными ключевыми словами, эта информация может помочь найти мою фотографию через Google или Bing. Хотя в ранжировании контента в поиске используется много факторов, Google использует для этого информацию, содержащуюся в URL. Означает ли это, что 500рх «побьёт» Фликр по показателям SEO? Не обязательно, так как и Google, и другие поисковики используют много разных сигналов для ранжирования аккаунта. Однако, по одному из факторов 500рх точно выигрывает.

В целом, чтобы определиться, удовлетворит ли вас 500рх в качестве платформы для фотографического портфолио, задайте себе те же ключевые вопросы. Если вас интересует живое фотографическое сообщество, потратьте немного времени, чтобы посмотреть на активность людей на этой платформе. Если вы хотите найти заказы, свяжитесь с другими участниками, чтобы узнать, как обстоят с этим дела у них.


Tumblr

Хотя Tumblr не является платформой для портфолио в точном смысле слова, и он не создавался под творческое сообщество, он рассматривается, потому что многие держат свои портфолио на этой платформе. Tumblr — платформа для блогов, совмещающая «в одном флаконе» понемногу от WordPress, Twitter и Flickr, позволяя пользователям выкладывать картинки, видео, аудио и ссылки на другие сайты. Социальная сеть на ресурсе позволяет участникам ставить лайки, комментировать публикации и делиться ими.

В то время, как в 2018 году Tumblr всё ещё был среди 10 наиболее популярных социальных медиа, примерно с лета этого года его трафик начал падать. В декабре 2018, платформа запретила порнографию и «взрослый» контент, что вызвало протесты со стороны как производителей этого контента, так и художников вообще, немалое число их в результате покинуло платформу. Однако, многие остались и используют Tumblr, как средство для показа своих работ в Интернете с достаточно развитым сообществом.

Преимущества и недостатки Tumblr

Платформа Tumblr действительно имеет мощное зрительское сообщество, и в нём много сильных художников, однако, всё же эта она не рассчитана специально на творческих людей. Тем не менее, она дала жизнь популярным блогам, таким как Humans of New York (Люди Нью-Йорка). Таким образом, сильная база пользователей по-прежнему может быть благом для фотографов, ищущих своё место в Интернете.

Поскольку Tumblr — платформа для блогов, она позволяет пользователям покупать доменное имя и использовать её в качестве сайта. Как и на многих платформах для веб-сайтов, пользователи могут покупать премиум-темы для оформления своих работ с учётом их индивидуальности. При небольших знаниях HTML, оформление можно дополнительно модифицировать. Аккаунты на Tumblr бесплатны, и пользователи, которые хотят разместить там свой веб-сайт, должны приобрести доменное имя и привязать его к аккаунту.

В прошлом Tumblr подвергался взлому безопасности, с утечкой данных пользователей, в том числе и владельцев сайтов. Это тоже следует учитывать при выборе места для возможного создания сайта.

Ещё один момент, который надо учитывать, работая с Tumblr — это соответствие контента условиям сервиса, которые имеют свойство меняться. Например, сравнительно недавний запрет на «взрослый» контент привёл к тому, что фотографы, работающие с «ню», обнаружили, что их работы перестали быть доступны для посетителей блога. Конечно, это может произойти с любой социальной сетью, но проблема в том, что если вы используете Tumblr и как социальную сеть, и как веб-сайт, ваши работы «накроет» полностью.

Подходит ли Tumblr для ваших работ?

Хотя Tumblr не предлагает для художников и фотографов такого комплекса услуг, как другие платформы, те же Behance или 500px, есть немало художников, которые прекрасно преуспевают здесь. Сайт предлагает простое решение для создания веб-сайта и активное сообщество для взаимодействия. Однако, если вы хотите получить более продвинутый комплекс услуг по маркетингу, например создание списка Е-мейлов или размещение коммерческих продуктов, для этого есть значительно более удобные места.

Тем не менее, для тех, кто ищет развитое сообщество художников, иллюстраторов, авторов веб-комиксов и блогеров, Tumblr может стать прекрасным домом. Для тех, кто интересуется сообществом, но не рискует полностью размещать сайт на этой платформе, есть компромиссный вариант: Tumblr может быть привязан ко многим платформам для создания веб-сайтов в качестве блога. Например, такой вариант можно использовать на Squarespace.


DeviantArt

DeviantArt — одно из крупнейших сообществ для художников, фотографов и видеографов. Хотя социальная сеть не сравнится по количеству лайков с Инстаграмом и даже с Tumblr, этот сайт находится среди 120 наиболее посещаемых сайтов в Соединённых Штатах, по данным Alexa. com. 44 миллиона зарегистрированных пользователей и 45 миллионов индивидуальных посетителей в месяц дают мощнейшее сообщество, с форумами и группами, которые позволяют пользователям взаимодействовать и поддерживать друг друга. В 2017 провайдер Wix приобрёл эту платформу и объявил о планах её усовершенствования.

На DeviantArt пользователь может иметь бесплатный аккаунт или платный аккаунт Core за $15 в месяц. Оба уровня поддерживают продажу отпечатков. Фирма также представила Premium Content Platform, где авторы могут продавать право на цифровую загрузку своих работ. Пользователи, подписавшиеся на членство в Core, получают баллы для покупки элементов на Premium Content Platform, могут массово загружать изображения, администрировать до 10 групп и подключать Google Analytics к своей учетной записи. Еще одна ключевая особенность членства Core — возможность устанавливать цены на печать для функции печати по запросу, интегрированной в DeviantArt.

Преимущества и недостатки использования DeviantArt

Для владельцев «креативного бизнеса», продающих свой продукт другим художникам или фотографам, Premium Content Platform выглядит весьма обещающей. Фотографы могут продавать пресеты Lightroom, алгоритмы обработки фотографий, текстуры или шаблоны другим людям, которые хотят достичь аналогичных стилей. Некоторые используют эту платформу для лицензирования изображений, а встроенная функция продажи отпечатков по заказу позволяет получать какой-то доход от продажи работ.

Интерфейс DeviantArt прост для навигации, а встроенный поисковик облегчает обнаружение ваших работ посетителями. Старый интерфейс мало подходил для создания онлайн-портфолио. С оливково-зелёным фоном, он предоставлял мало чисто-белого пространства, которое многие авторы выбирают для своих работ.

После появления нового дизайна сайта, с названием Eclipse («Затмение»), пользователь может выбрать белый или чёрный фон и картинку-«обложку». Которая будет лицом портфолио. На момент написания, это обновление действовало только для пользователя, вошедшего в систему. (В настоящее время, дизайн полностью обновлен, вход в систему теперь не влияет на это — АК).

Если ваш сайт находится на хостинге Wix, ваш аккаунт на DeviantArt может быть встроен в сайт. Работы из социальной сети, называемые Deviations, могут помещаться в галерею, по выбору. Хотя для фотографов эта функция видится потенциально очень привлекательной в смысле сочетания преимуществ социальной сети и веб-сайта, на момент написания статьи отзывы о ней были плохими.

Подходит ли DeviantArt для ваших работ?

DeviantArt — это развитое сообщество, включающее художников из разных областей, и разного профессионального уровня. Хотя он, возможно, не имеет такой высокой профессиональной репутации среди сайтов-портфолио, как Behance или 500px, тем не менее, на нём есть несколько приятных функций, которые художник может использовать, как например продажа отпечатков или файлов. Ограниченная возможность интегрировать работы на веб-сайт, возможно, делают присутствие на DeviantArt дополнительной нагрузкой для фотографа, стремящегося продвигать свои работы. Однако, при том, что на этой платформе присутствует сильное и активное сообщество, обеспечивающее поддержку, и клиентская база для покупки цифрового продукта и отпечатков, это может быть ценная платформа для присутствия там.


Заключение

Сайты, ориентированные на фотографические портфолио, имеют готовые активные сообщества и удобные возможности, позволяющие фотографам показать свой талант, получить обратную связь, и, возможно, найти заказчиков. В то время, как провайдеры для портфолио фотографов мало в чём помогают их продвижению, хотя некоторые описанные нами платформы имеют весьма полезную функцию интеграции с персональными веб-сайтами. Это может сделать участие в них более привлекательным для фотографов.

Прежде, чем приступать к углублённому изучению одной из этих платформ и тем более, прежде чем добавить её в свой маркетинговый комплекс, будьте уверены, что вы чётко понимаете, зачем идёте туда. Некоторые из этих платформ больше подходят для получения обратной связи с коллегами, другие представляют возможности для заработка. Хотя некоторые из этих сайтов могут помочь вам устроиться на работу в результате того, что наниматель увидит ваше портфолио, всё же вряд ли они будут источником активного продвижения по карьерной лестнице. Поэтому точно оцените, что вы хотите получить, чтобы иметь возможность объективно оценить результат.

Оригинал на Medium | PHLEARN Magazine
Перевод с английского Александра Курловича