© Андрей Безукладников

Мы все любим фотографию. Мы все фотографируем. А те, кто наблюдает мир с помощью цифровой камеры или смартфона, снимает особенно много. Однако, как «цифровики», так и «плёночники» часто задаются вопросом, не связанным с культурой или опытом, жанрами или личными визуальными пристрастиями. И звучит он на разных европейских языках почти одинаково – портфолио. У любого фотографа рано или поздно возникает необходимость поделиться результатами своего видения «нового дивного мира» с другими. Сначала с близкими и друзьями, затем с более широкой публикой и, наконец, если повезет, с профессионалами и членами жюри всевозможных конкурсов. Но что и как показывать? Вспомним основы.

С чего начать создание фотопортфолио?

Многие видят в портфолио скучное и потому сложное занятие. Чаще всего проблемы возникают с отбором. Как решить, какая фотография – действительно сильная, а какая – нравится скорее из-за эмоций и личных историй, связанных со снимком, которые вряд ли способны «прочитать» зрители? Как отфильтровать, с одной стороны, самое интересное, но в то же время избежать монотонности? Британский фотограф и журналист Саймон Брэй (Simon Bray), автор материалов на тему секретов успешного портфолио, советует начать с определений.

Портфолио – не обязательно «самое лучшее», уверен он, и гораздо логичнее попытаться разобрать снимки по сериям, а не по субъективному мнению о количестве звездочек в их оценке. В качестве критериев для объединения в один сет могут рассматриваться жанр, стиль съемки или специфические технические параметры: тип камеры или изображения – например, цианотипия, пинхол, дронофотография и многие другие.

Эксперты в области фотографии и дизайна советуют разделить бремя отбора фотографий с дизайнером или коллегой, чьему мнению вы доверяете. Посторонний взгляд и диалог об очевидных плюсах и возможных минусах работ с неравнодушным к теме человеком, поможет почувствовать себя на месте зрителей. Так ли хороша, как нам кажется, эта размытая зарисовка вечерней столицы? Все ли заметят загадочную недосказанность портрета племянницы Светы на даче?

Замечательный критик Йорг Колберг (Jorg Colberg), цитируя в своей книге о науке фотокнижного дела историю о голландском дизайнере Сибрене Куйпере (Sybren Kuiper), соглашается с мнением последнего: «Никогда не слушайте фотографа!»

Не стоит, конечно, воспринимать совет буквально, но задуматься есть о чем. «Дело в том, что фотографы часто слишком вовлечены в собственные проекты и снимки – настолько, что перестают их адекватно воспринимать, – говорит Куйпер. – Фотографии могут казаться им слишком скучными [или слишком гениальными – мое примечание], ведь они уже столько раз мелькали перед глазами. Существует риск не включить в финальную выборку действительно лучшие снимки или зациклиться на незначительных деталях. Определенно, нужен человек со свежим взглядом, который сможет прокомментировать, какая работа достигает поставленной цели, а какая – нет».

Но созывать комитет выборщиков тоже не стоит. Вполне хватит мнения одного-двух честных приятелей, разбирающихся в науке визуального, считает Колберг. Перебор с поварами на кухне никогда не приводил ни к чему путному.     

Для кого предназначено портфолио фотографа?

Следующим вопросом, на который стоит ответить до того, как вы начнете погружаться в тысячи, а быть может и миллионы, фотографий, накопленных за годы съемок «в стол» или загруженных в память компьютера, является логичный и правильный «Зачем?» Кто именно будет первым, кому вы планируете показать портфолио? Потенциальные работодатели? Пока еще ничего не знающие о ваших талантах кураторы, галеристы или фотокнижные издатели? А может быть, пока ваша основная задача – просто поразмышлять над разнообразием картинок в режиме «для себя»? Так тоже бывает – Москва не сразу строилась.

Ночь портфолио ревю в Хьюстоне. Март, 2012 © Андрей Безукладников

Тем не менее возможного «потребителя» фото портфолио хорошо бы иметь в виду уже сейчас. Ведь, если вы намерены искать работу в области фотографии, скажем в фотожурналистике, то лучше показать будущему редактору разнообразные по форме и содержанию серии, намекнуть на вариативность навыков, способность оперативно работать и «на дуде», и в поле. Немного на другое стоит обращать внимание тем, чьи фотографические интересы связаны с творческой или концептуальной съемкой – в таком случае рекомендуется выкладывать снимки в последовательности теоретической развески в галерее и, естественно, по сериям.

Еще один момент, связанный с «получателями» изображения, о котором не стоит забывать, по мнению Саймона Брэя, – это реакция аудитории. «Постарайтесь представить, какие именно эмоции вы ожидаете получить от зрителей – вы хотите удивить, шокировать или развлечь их? – советует британский эксперт. – Поверьте, не всем интересны виды с вашими любимыми пейзажами или очередные клоны с фотостоков, ежедневно мелькающие у людей перед глазами. Гораздо логичнее выбор в сторону фотографий, которые каким-либо образом отличаются от остальных и будут способны обратить на себя внимание аудитории». Однако не стоит делать ставку на очевидно бракованные изображения, ими зрителей и экспертов вряд ли привлечешь. Поэтому с работами, содержащими явные изъяны, стоит распрощаться.

Здесь, пожалуй, стоит сделать оговорку, что под это «правило Брея» не подпадают, конечно, намеренные искажения, которые могут быть частью авторского визуального языка или концептуальной задумки. Вдруг вы фанат глитч-арта.  

Далее Саймон Брэй рекомендует отобрать 100 хороших снимков и постепенно сузить их число до 20-30 – именно столько, в среднем, может на начальном этапе включать крепкое портфолио.

Как показать портфолио?

Следующий шаг – решение относительно способа презентации портфолио. Во время встречи с экспертами более профессиональным и уважительным считается показ портфолио в распечатанном виде, что, естественно, уместнее в ситуации «живого» общения с ними. Но личной ставки еще нужно добиться, поэтому есть смысл сначала задуматься об онлайн-формате.

Очевидные плюсы вашего элегантного присутствия в сети – возможность знакомства с широкой международной аудиторией и легкость, с которой можно поделиться ссылкой в письме потенциальному издателю, куратору или фотокритику. Поэтому кратко остановимся на возможностях, которые предоставляет нам Интернет.

Во-первых, социальные сети. Для первых шагов в мире большой и малой фотографии вполне хватит Facebook, Instagram и Вконтакте – создаете папки, загружаете фото, приглашаете в группы знакомых и не очень. Чего лукавить, Интернет большой, и любой, даже самый (пока) средний фотограф с зеркалкой, подаренной на день рождения, найдет своих фанатов. Но если вы планируете сдвинуться с уровня воскресных съемок племянницы на даче, и слава Георгия Пинхасова вызывает у вас «белую зависть», то стоит задуматься о персональном сайте. Вряд ли ссылку на группу Вконтакте можно не краснея показать даже самому демократичному критику или редактору.

Так как создание и поддержка сайта требует серьезных финансовых вложений и глубоких технических знаний, большинство фотографов используют специализированные онлайн-платформы с готовыми шаблонами. Многие из них недороги, просты в управлении и не требуют навыков программиста или web-дизайнера. Нужно только зарегистрироваться и загрузить фотографии.

Вот, к примеру, несколько достойных вариантов для размещения портфолио:

Portfolio.photographer.ru – только для фотографов – 100 рублей в месяц без ограничений;

Format – для фотографов, художников, дизайнеров и архитекторов – 720 рублей в месяц с ограничениями;

Adobe Portfolio – бесплатный бонус к подписке на пакет Adobe для фотографов, включающий Photoshop и Lightroom – 610 рублей в месяц без ограничений;

Cargo –  конструктор сайтов широкого профиля, включая портфолио – 600 рублей в месяц.

Squarespace – конструктор сайтов широкого профиля, включая портфолио – 970 рублей в месяц без ограничений.

Выбирая иностранную онлайн-платформу, имейте ввиду, что она поддерживает только английскую версию. Portfolio.photographer.ru дает возможность верстки на двух языках: английском и русском.

Однако, какую бы платформу вы не выбрали, помните о цели – заявить о себе и познакомить потенциальную аудиторию с вашими проектами, стать видимыми. Онлайн-портфолио – это бренд, со своими ценностями, задачами и аудиторией. Оно должно приносить пользу: новые контакты и привлекательные профессиональные перспективы.

Партнерская ссылка – Портфолио для фотографов