Kajol с клиентом. Она считает, что ей 17 лет, но не знает точно. Она была замужем 9 лет, после чего тётка продала её в бордель. Сейчас у неё 6-месячный сын, и поэтому её дела идут не так хорошо, как могли бы. © Sandra Hoyn

Бангладеш – одна из немногих мусульманских стран, где проституция легализована. Бордель Kandapara в районе Tangail – старейший в стране и второй по величине. Он существовал около 200 лет, был закрыт в 2014, но вскоре открыт снова с помощью местных неправительственных организаций.

Открыт снова? С помощью НПО? Вспомните, многие из женщин родились и выросли в борделе, и им некуда было идти, когда он исчез. Люди, поддерживающие бордель, верят, что секс-работа – такая же профессия, как и остальные, и эти женщины совершенно не стремятся заняться другой работой. Более того, женщины выходили на демонстрацию в защиту своего права продолжать работу. В результате, в конце 2014 года Национальная Ассоциация Женщин-Адвокатов Бангладеш убедила Верховный Суд страны, что выселение секс-работниц было незаконным. Так они вскоре вернулись в своё жильё – и на работу.

Сегодня, «район борделя» обнесён двухметровой стеной. На узких улочках, есть кафе, чайные и торговля вразнос. Это район со своими собственными правилами и иерархией, отличающийся от остального социума.

Например, женщины там в чём-то гораздо слабее, а в чём-то гораздо сильнее. Самая уязвимая стадия – когда молодая секс-работница появляется в борделе – она называется связанной (привязанной, bonded) девушкой. Этим девушкам обычно 12-14 лет. Обычно это девушки из бедных семей, и нередко – жертвы торговли людьми. Эти девушки лишены свободы и прав, они – собственность «мадам», имеют долги, не имеют своих денег и не могут покидать бордель.

Пятидневные близнецы в кровати. Они ещё не имеют имён. © Sandra Hoyn

Но как только они расплачиваются с долгом, что занимает 1-5 лет, они становятся независимыми сексуальными работницами. Они имеют право выбирать клиента и иметь собственные деньги. Эти женщины часто верят, что их работа даёт им некую особенную силу. В принципе, они могут свободно покинуть бордель – но многие предпочитают не делать этого. Дело усложняется тем, что эти женщины всё же встречаются с социальной «стигмой», меткой, если покидают свои «дома». Кроме того, их заработок в борделе заметно выше, чем в среднем по стране. Так что, если они остаются и продолжают работу, они могут оказывать реальную финансовую поддержку семьям вне его.

Кроме финансового выигрыша, многие женщины ищут определённую степень персональной силы и свободы в своей профессии. Например, немалое число женщин оказывается там по собственному выбору, бежав от власти мужей и нуждаясь в заработке и обеспечении своей жизнью. Известен случай, когда женщина отказалась выйти замуж за  своего самого верного клиента, потому что сомневалась в том, что он позволит ей иметь свои деньги и распоряжаться ими. Она предпочла сохранить независимость, оставшись секс-работницей, приходу в традиционную семью. Ей в тот момент было 17 лет. (Официально, секс-работницы должны начинать свою деятельность с 18 лет, но многие делают это раньше. Впрочем, то же самое относится и к вступлению в брак.)

На другой стороне этого равенства – клиенты. Они сильно различаются, происходят из различных слоёв общества – полисмены, политики, фермеры, рыбаки, рабочие, бизнесмены, группы тинейджеров. Кто-то из них ищет разового удовольствия, кто-то ищет длительных отношений, любви и общества женщины.

Дерущиеся женщины. © Sandra Hoyn

В Бангладеш молодой человек не может держать подругу за руку в публичном месте, и не может заниматься сексом до брака. Если он идёт в бордель, он находит там окружение, свободное от ханжеской морали. На самом деле, многие мужчины приходят туда даже не для секса, а для свободного общения, с целью попить чаю и поболтать с живущими там женщинами. В обычных условиях в Бангладеш мужчина не может пригласить постороннюю женщину выпить с ним чаю. Также, многие клиенты приходят в бордель за свободным алкоголем, запрещённым вне его для мусульман. Также и женщины там не обязаны носить хиджаб. Только снаружи, при выходе в обычный, «реальный» мир…

Серия – лауреат  Magnum Photography Awards 2016    

 

(Интересно сравнить текст с фотографиями. Тот случай, когда текст явно менее тенденциозен, и потому менее одномерен, а при съёмке автор сконцентрировалась на «ужасах жизни». В то же время текст позволяет задуматься о многом другом. На мой взгляд, несмотря на силу фоторяда «отдельно», фотограф плохо раскрыла тему – слишком много работы на «выжимание слезы» А.К.)

Использованные презервативы за стеной. © Sandra Hoyn

Dipa, 26 лет, плачет. Она на 2 месяце беременности, носит ребёнка от клиента. © Sandra Hoyn

Kajol с её 6-месячным сыном и клиентом в кровати. © Sandra Hoyn

Молодые студенты – частые гости борделя. © Sandra Hoyn

Asma, 14 лет, родилась в борделе. Она работает первый год, а до этого только танцевала перед клиентами. © Sandra Hoyn

Kajol, редкий момент одиночества. © Sandra Hoyn

Pakhi, 15 лет, с клиентом в своей комнате. Она живёт в борделе первый год. Отданная замуж в 12 лет, она убежала из дома и бродяжничала, потом её подобрали и продали сюда. © Sandra Hoyn

Сигареты с помадой в пепельнице. © Sandra Hoyn

Sumaya, 17 лет, в момент отдыха. © Sandra Hoyn

Papia, 18 лет, с двумя клиентами на кровати. © Sandra Hoyn

Женщины ждут клиентов. © Sandra Hoyn

Клиент пытается поцеловать в щёку 19-летнюю Priya. Она работает с 17 лет. © Sandra Hoyn

Sumaya. Её избил её бойфренд, он же постоянный клиент. Он из Дхаки и приезжает на неделю каждый месяц. Они часто дерутся, потому что он хочет на ней жениться, а она отказывается. Она боится потерять финансовую независимость. Он ревнует её к другим клиентам, а она его – к другим женщинам. © Sandra Hoyn

Секс-работница и клиент. © Sandra Hoyn

Rupa, 16 лет, танцует на кровати, а клиент снимает её. © Sandra Hoyn

Roni танцует. Он живёт здесь и владеет магазином, здесь он и родился. © Sandra Hoyn

Meghla, 23 лет, с клиентом. Она начала работать на швейной фабрике в 12 лет. Там она встретила человека, обещавшего ей другую, более выгодную работу, и продавшего её сюда. © Sandra Hoyn