© Дмитрий Куклин. Из серии "FAKE". Лит-печать, 20х20 см
© Дмитрий Куклин. Из серии "FAKE". Лит-печать, 20х20 см

Темная комната, тусклый красный фонарь, проявитель, белый лист. Покачиваешь кювету, 20, 30, 40 минут, ничего не происходит. Ожидание напополам с волнением, терпение на исходе, все больше охватывает фатальное «да и черт бы с ним», и вдруг на листе появляется маленькая черная точка. Такая маленькая и долгожданная. Есть.

Теперь нужно полностью сконцентрироваться и смотреть в оба. Времени мало. Теперь началась настоящая охота, со слежкой, погоней и поимкой того самого момента, той стадии изображения, призрачный образ которого ты пытаешься представить себе каждый раз. И каждый раз эта новая реальность спешит тебя удивить, она соглашается с тобой только отчасти, соответствует твоим ожиданиям только наполовину, и каждый раз рождаясь на твоих глазах и при твоем непосредственном участии, как бы встает в эффектную позу, ставит руки в боки, лукаво подмигивает и говорит: «Ну что, брат, не все у тебя под контролем?» 

«Инфекционное» проявление. Маленькая черная точка, разрастаясь, увеличиваясь в размерах, шагает по изображению, захватывает и подчиняет себе все новые и новые области. А дальше уверенной поступью нагло вторгается на совсем чужие, светлые территории, и тут уже начинается настоящая шахматная партия, битва света и теней, белых и черных. Белые в этой игре всегда обречены, еще несколько секунд, и они тоже будут инфицированы и примкнут к темной армии. Стоп. Стоп-ванна. Все, что на этом этапе зависит от тебя, — это контроль баланса белых и черных в соответствии с тем образом, или даже предчувствием образа, твоими ожиданиями той самой новой реальности. 

Самый молодой из всех альтернативных процессов печати, лит-печать начинает свой путь в 70-х годах 20 века. По сути это «неправильная» проявка в очень голодном техническом проявителе для пленки, изначально предназначенном для получения сверхконтрастных изображений в тех случаях когда нужны были только черный или белый цвет. Как выяснилось при особой обработке стандартных фотобумаг лит-проявителем отпечаток может иметь достаточно широкий диапазон полутонов и приобретать интересные свойства. 

© Дмитрий Куклин. Из серии "FAKE". Лит-печать, 20х20 см
© Дмитрий Куклин. Из серии "FAKE". Лит-печать, 20х20 см

Преимуществом лит-процесса является то, что он не требует дополнительного оборудования, как большинство его альтернативных собратьев. В основе лежит привычный многим принцип проекционной печати через фотоувеличитель, причем качество и цена увеличителя в этом случае играет далеко не решающую роль. Для работы используется обычная фотобумага серийного производства. Иинтересный факт, что для процесса подходит даже просроченная фотобумага. Бумага, которая при классической ч/б печати дает сильную вуаль и вовсе непригодна для использования в лит процессе зачастую прекрасно работает, выдавая интересный результат без намека на брак, но при этом и без намека на предсказуемость. При определенном авторском подходе к творчеству данная особенность бывает очень важна. 

В настоящее время выпускаются готовые виды реактивов для лит-печати разных производителей, так же существует огромное количество рецептов для самостоятельного приготовления. Все они обладают отличными друг от друга свойствами и характеристиками, отвечающими за формирование изображения, что дает современному автору широкие возможности для реализации тех или иных задач. 

Процесс чрезвычайно гибкий и настраиваемый. В зависимости от реактивов, температуры, вида бумаги и эмульсии, времени экспонирования и проявки лит печать дает огромные возможности по управлению: цветом, контрастом, фактурой и зерном отпечатка. 

Цвет в лит печати варьируется от фиолетового до темно коричневого, включая в спектр песочные, ярко желтые, оранжевые и нежно персиковые оттенки. Цвет и оттенок напрямую зависят от рецепта реактива, но в первую очередь от вида бумаги и эмульсии. По мере истощения раствора цвет становится ярче и насыщеннее. 

Время экспонирования влияет на контраст. Чем меньше время тем контрастнее отпечаток, меньше деталей в светах. Чем больше время экспонирования, тем меньше контраст и больше деталей. Количество и глубина теней регулируется в процессе проявки. 

Характерными особенностями обладает лит-зерно, отпечаток выполненный в лите сложно спутать с другой техникой и невозможно повторить в других процессах. Это зерно не имеет ничего общего с зерном фотопленки, хотя при печати с зернистых пленок эффект усиливается. Лит-зерно часто неравномерно распределяется по изображению, преобладает в тенях и средних тонах, зависит от рецепта проявителя, времени экспонирования и истощенности раствора. Подбором раствора и бумаги зерно можно увеличить, уменьшить или полностью исключить, оставив при этом отпечатку особое «звучание», присущее только этому процессу. 

© Дмитрий Куклин. Из серии "Парк". Лит-печать, 20х20 см
© Дмитрий Куклин. Из серии "Парк". Лит-печать, 20х20 см

Результат работы раствора и бумаги предсказать заранее можно только приблизительно, опираясь на опыт и интуицию. В формировании итогового изображения участвует слишком много переменных, поэтому в точности повторить результат практически невозможно. Каждый отпечаток уникален и имеет свои особенности даже при печати с одного негатива на одну и ту же бумагу с одинаковой экспозицией.. Достоинство всех видов альтернативной печати, ручных техник — это полное отсутствие любой универсальности, особая очевидность. Работы разных авторов работающих в одной технике невозможно спутать, это совершенно отличающиеся друг от друга изображения, даже если не считать сюжетной составляющей. 

Лит-печать занимает заслуженное место в ряду альтернативных процессов, отпечатки в этой технике это неповторимая авторская ручная работа.

Проявитель Самарина

Рецептура схожа с Д-9, но готовится 4 запасных раствора, на основе которых, используя разные пропорции можно управлять разными аспектами лит-печати.

Раствор А («проявитель»):

Метабисульфит натрия 25 г Гидрохинон 50 г 

Раствор B («контраст»):

Гидроокись натрия (едкий натр) 50 г 

Раствор С («зерно»):

Сульфит натрия безводный 100 г

Раствор D («цвет»):

Калий бромистый 100 г

Компоненты каждого раствора растворяем в 1литре воды. Таким образом, получает 4 литра компонент запасного раствора.

Базовый состав рабочего раствора — А (50мл) + B (50 мл) + C (50 мл) + D (20 мл) на 2 литра воды. Изменяя пропорции можем влиять на характеристики проявителя/изображения.