На выставку Роберта Мэпплторпа в «Стелле» будут пускать только с паспортом

Роберт Мэпплторп (1946—1989) — один из самых знаменитых американских фотографов второй половины ХХ века. В Московском доме фотографии сегодня откроют экспозицию «Роберт Мэпплторп и классическая традиция. Искусство фотографии и гравюры маньеризма». А с середины февраля выставка того же автора пойдет в галерее «Стелла». К сожалению, в Доме фотографии нельзя будет увидеть самых скандальных его работ. Зато после последней статьи в «Независимой газете» (см. «НГ» от 14.01.05) ситуация в галерее «Стелла» изменилась: все-таки привезут некоторые из смелых работ художника, но «вход в отдельные залы экспозиции на время ее проведения будет разрешен лицам, достигшим совершеннолетия, при предъявлении паспорта» (из пресс-релиза галереи).

Самое гениальное достижение Роберта Мэпплторпа — это способность убедить американскую публику, что фотография пениса крупным планом может быть произведением, пригодным для художественного музея. А не атрибутом гей-порно.

Роберт Мэпплторп. Кен Муди. 1984 г. Фото предоставлено Московским домом фотографии
Роберт Мэпплторп. Кен Муди. 1984 г.
Фото предоставлено Московским домом фотографии

Когда ему было слегка за 30, он уже завоевал признание в Нью-Йорке. Поначалу — как наследник «высокого» американского модернизма. Он был последователем Эдварда Вестона и продолжателем Имоджин Каннингем. От Вестона он унаследовал эротическую традицию съемки цветов, от Каннингем — интерпретацию мужской обнаженной натуры как объекта желания и биомашины одновременно. Мужское тело, в котором холодное формальное совершенство сочетается с эротическим напряжением, всегда волновало Мэпплторпа. Но игра мускулов, красота позы, четкость линии — все это можно найти еще у Каннингем. То новое, что внес Мэпплторп, пришло из порно-трэша.

Основная тема первой московской выставки мастера — Мэпплторп и маньеризм. Мэпплторп представлен, естественно, фотографиями из Фонда Роберта Мэпплторпа. Маньеризм — голландскими гравюрами из Эрмитажа (что довольно странно, так как «северный маньеризм», конечно, вторичен по отношению к итальянцам). Маньеризм притянут к Мэпплторпу, чтобы подчеркнуть преемственность американской гей-фотографии по отношению к европейской «классической традиции». Преемственность весьма сомнительна.

Мэпплторп — порождение современной культуры. С ее культом самодостаточного тела. Фотографии, на которых головы обрезаны рамкой кадра, подчеркивают эту сторону его таланта — как, например, группа из трех фигур «Кен, Лидия и Тайлер» (1985). Конечно, можно рассматривать «безголовых» как интерпретацию Мэпплторпом греко-романской классики (это ясно подчеркивает, например, снимок Лайзы Лайон (1981) — девушка сфотографирована без головы и рук и стоит в позе Венеры Милоссской), но это также развитие линии американской фотографии, идущей от Имоджин Каннингем (она снимала «безголовых» и «безруких» моделей еще в конце двадцатых). Но такая фотография далека от древнего наследия (ровно настолько, насколько далеки от греческих Олимпиад современные соревнования допинговых атлетов): все-таки головы и руки у римских статуй были поотбиты христианами, а не авторами. То есть изначально головы присутствовали. Присутствовало и программное уважение к разуму и духу.

Исторический маньеризм был далек от культа тела. Наоборот, его главная проблема — это напряжение духа, которое художники передавали самыми разными средствами — нервная линия рисунка и резкая передача светотени, экспрессия поз и динамизм движений, удлиненные пропорции и чрезмерная рельефность тел. У Мэпплторпа можно найти отдельные черты этого стиля (хотя, конечно, фотография не может передать всех тех деталей, которые составляют суть «маньеры»). Но само сравнение Мэпплторпа с маньеризмом так же манерно, как и само его искусство. Маньеризм не знал ни такого обреза «рамки кадра», ни такого самодовлеющего любопытства к плоти.

И фотография Мэпплторпа, и классическое европейское искусство — фаллоцентричны. Но, правда, европейское искусство было фаллоцентрично в метафорическом смысле. А не в том смысле, что любование пенисами составляло его эстетическую программу. Хотя члены рисовал еще Леонардо, но вот культ пениса — это чисто американская черта. Роднящее Мэпплторпа с Микеланджело тяготение к совершенству рисунка, сложным ракурсам и необычным позам еще не означает их стилистического родства. Потому что содержание их работы совершенно инаково: Микеланджело говорит: «се — Адам», Мэпплторп считает: «это — красивое тело». Микеланджело занимался образом человека, Мэпплторп — его имиджем.

Автопортреты — важный жанр для Мэпплторпа. На выставке в Московском доме фотографии представлены 2 автопортрета 1980 года (из числа самых знаменитых его созданий): «мужественный» (а-ля лидер рок-банды — в «потертой» кожанке и с презрительной папироской в зубах) и «женственный» (обнаженный торс, подкрашенные глаза). Оба сделаны анфас. Что подчеркивает игру, возникающую между двумя этими изображениями, их ироническую перекличку. Это не «самофиксация», не опыт исследования себя. Это — эксперимент по обработке имиджа. Хотелось бы, конечно, перекинуть изящную лесенку от Бельведерского торса к Микеланджело, а от Микеланджело — к Мэпплторпу, но как-то не вытанцовывается…

Рельефность мускулатуры осталась, а вот дух весь вышел. Склейка «Мэпплторп-маньеризм» — это способ выстроить для американского фотографа классический контекст, который по духу ему совершенно чужд. Гораздо лучше эти фотографии смотрелись бы в сочетании с графикой «Тома из Финляндии».

Мэпплторп фотографировал пенисы крупным планом так красиво, как никто до него. В этом и есть его главное достижение. Визуальная фиксация на пенисе до Мэпплторпа была подробно интерпретирована только в «низовой» культуре рисунков на стенах. Американский фотограф перенес эту фиксацию в пространство современной галереи. Этот жест переноса есть эстетический маркер. Он отмечает переход американской гей-культуры из маргинального социального пространства в элитарное.