The "Champion of Chinese Checkers" from the book
on the oil workers in Mexico. Pedro Meyer © 1986

Когда девять лет назад я только начал работу над сайтом ZoneZero, главный вопрос, который мне задавали, звучал так: «Будут ли мои фотографии в безопасности, если я размещу их в интернете?»
С тех пор все, кто задавал мне этот вопрос, получили один и тот же честный ответ: я знаю только один единственный способ 100% защиты ваших фотографий от желающих использовать их не по назначению – это вообще не публиковать их ни в каких средствах массовой информации, включая электронные.

Исходя из своего личного опыта, могу сказать, что снимки, когда-либо использованные без моего разрешения, были «украдены» именно с печатных страниц (книжных или журнальных), а отнюдь не из электронных средств информации. С особой иронией могу заметить, что именно благодаря интернету люди, замечавшие мои снимки там, где они не должны были бы быть, сообщали мне об этом. Электронные средства связи сделали информацию о том, кто есть кто, и какие изображения каким авторам принадлежат, доступной гораздо более широкой аудитории.

Сканирование изображений из книг или журналов происходило с определенной регулярностью и абсолютно никак не контролировалось самими фотографами. Я был удивлен, когда недавно один из наших читателей в Японии написал, что будет использовать исключительно пленку, чтобы защититься от «пиратского» использования своих фотографий, поскольку так он сможет доказать, что владеет «оригиналом» (негативом), в то время, как те из нас, кто пользуется цифровыми камерами, ничего доказать не сможет. Возможно, он не один пришел к такому неадекватному выводу.
Причина, по которой я подвергаю сомнению эту установку, заключается в том, что, если нужно, цифровое изображение можно скопировать на пленку (позитивную или негативную). Конечно, есть такие параметры как «количество точек на дюйм» или «зернистость», но если нужно, всякий желающий сможет обмануть нас, подделав оригинальные пленки. Ниже вы можете увидеть два снимка из одной из моих книг, посвященной мексиканских нефтяникам. Эти фотографии были опубликованы на прошлой неделе в один и тот же день в одной из главных мексиканских газет (La Jornada) и сделано это было без моего разрешения.

Пример A – видно, что в качестве автора фигурирую я, но никак не обозначен источник, из которого взята фотография.

Пример B – все наоборот. Написано, что снимок принадлежит агентству Рейтерс, а подпись под ним объясняет (вступая в противоречие с вышесказанным), что фотография взята из моей книги.

Подобное случается со мной уже не в первый раз и это не единственная газета, которая ведет себя подобным образом по отношению к авторам. Конечно, обидчиков можно призвать к ответу через суд и получить компенсацию за подобную «пиратскую» публикацию. Однако, гораздо важнее с моей точки зрения, не обращаться к органам правопорядка (зачастую усилия, затраченные на возбуждение дела и участие в судебном процессе, не окупаются даже и при получении этой самой компенсации), а использовать эту ситуацию в своих интересах и получить некую, хотя и не прямую, выгоду.

Опубликовывая фотографии и, соответственно, подвергаясь определенному риску, вы все равно остаетесь в выигрыше. Еще больше людей в мире узнает о вас и о ваших работах, так какой же смысл «сидеть» на своих фотографиях и никому их не показывать только из страха, что кто-то сможет обойти ваши авторские права и использовать работы, без вашего ведома?

Даже гигантская музыкальная индустрия не смогла придумать рабочую схему, которая бы не провоцировала «пиратство», а кино- и телеиндустрия, похоже, скоро столкнется с той же проблемой, как только MPG4 и другие технологии станут более распространенными и позволят всем желающим бесконтрольно копировать фильмы и телевизионные программы. Все это, безусловно, изменит традиционные представления об интеллектуальной собственности и экономике систем дистрибьюции, существующей сегодня.
Музыкальная индустрия уже переосмысливает свою ценовую стратегию и способы распространения продукции. Кинобизнес все серьезнее рассматривает опыт (и положительный, и отрицательный) музыкальных лейблов. Возможно, уже совсем скоро музыку будут продавать совсем не так, как сейчас и по очень низким ценам.

В мире фотографии тоже грядут подобные перемены. Мощные роботы смогут сканировать весь интернет, подобно поисковой системе Google.com, а изображения можно будет легко найти и идентифицировать. В этом состоит смысл компьютерной мощности, сетей и технологий, которые все еще нуждаются в усовершенствовании. Однако, все это касается только локализирования изображений и потенциального «пиратства», а не переосмысления путей их законного использования. Во многом также как в музыкальной и в киноиндустрии, фотографам придется пересмотреть стратегию продажи и дистрибьюции своих работ.

Нельзя забывать о том, что помимо интернета существуют еще и печатные издания (например, газеты), которые всегда будут «прибежищем» для всякого рода «пиратов». Поэтому лучшая защита от любого возможного «надругательства» - дать возможность как можно большему количеству людей познакомиться с вашими работами. Публичное представление ваших фотографий всегда сработает в вашу пользу, несмотря на существующий риск.

Перевод Анны Никитиной