Как фотограф газеты «Вашингтон Пост», я принимаю участие в конкурсах уже более 20 лет. Несмотря на то, что меня можно было бы считать человеком, уже собравшим свою долю наград (две премии Пулитцера, одна — «Фотография года» Ворлд Пресс Фото, один раз — звание фотографа года POY (Фотография года), можно посмотреть на это и с другой стороны: проигрывал я гораздо чаще, чем выигрывал. Например, в World Press Photo я участвовал почти 20 раз, а выиграл главный приз лишь единожды, плюс несколько менее значительных наград. Вы бы удивились, узнав, что подобное происходит со многими лучшими фотографами. Главное — существует много причин, по которым участие в конкурсах необходимо, помимо главной из них — победить. Давайте обсудим эти причины и их суть.

1. Конкурс заставляет вас пересмотреть все, что вы сделали за прошлый год. Согласитесь, не будь конкурсов, стали бы вы оглядываться на свою работу за прошедший год? Во время подготовки работ для подачи на конкурс, используйте этот повод для серьезного изучения своих работ, посмотрите на них внимательно: чего не хватает? Что можно было бы усовершенствовать?

2. Конкурсы дают возможность увидеть сильные и слабые стороны фотографического сообщества. Я открою вам один секрет: когда я смотрю на фотографии победителей World Press Photo или POY (Лучшая фотография года), я всегда обращаю внимание на самые слабые категории и размышляю над тем, что я мог бы этому противопоставить сам в будущем году. А почему бы и нет? Это заставляет меня снимать иначе и иногда дает мне интересные идеи для репортажа. Может я выиграю, а может — нет. Мой проект, ставший впоследствии книгой «Безумный мир моды», частично начинался с того, что часть этих фотографий участвовали в категории «Искусство и сцена» конкурса World Press Photo. Мне понравилось то, что я отснял, я продолжил работу над этой темой.

3. Конкурсы заставляют ваших редакторов осознать значимость фотографии. Когда мой нынешний босс в Washington Post, Джо Элберт, начал свою работу в газете 14 лет назад, к фотографии там было только вторичное отношение. Знакомая ситуация, не правда ли? Чтобы помочь нам в отстаивании наших интересов, он начал подвигать нас на участие в конкурсах. С первыми нашими победами наша газета стала менять свое отношение к фотографии, они стали относиться к нам и нашей работе серьезнее. А был ли у них выбор? Складывалось ощущение, что за пределами газеты мы стали более популярны, чем внутри. Это была одна из причин, по которым общий климат в газете Washington Post по отношению к фотографии изменился.

4. Если в вашей газете или журнале не публикуются фотосерии, снимайте их для конкурсов. Вернемся к моей газете: раньше они почти не публиковали фотоисторий вообще. Но мой босс настаивал на том, чтобы мы продолжали снимать каждую историю именно в этом формате. Газета серий не использовала, зато мы подавали их на конкурсы и выигрывали. И что же произошло? Наша газета начала все чаще публиковать репортажи целиком. А потому — совет: используйте конкурсы как предлог для упражнения в искусстве съемки фотоисторий. (Намек: раздел фотосерий пока слабее других в нашем конкурсе.)

5. Посылайте работы на как можно большее количество конкурсов. Согласен, что конкурсы зачастую бывают субъективными. Члены жюри просматривают тысячи работ. У каждого из них — свой взгляд на фотографию. Я бы даже рискнул предположить, что то же жюри могло бы избрать совсем другого победителя, если бы заседание проходило в другой день. Не расстраивайтесь, если ваша фотография не победила (хотя, мы все все равно расстраиваемся). Попробуйте увеличить шансы благодаря участию в нескольких конкурсах сразу. Посылайте свои работы не только на ИнтерФото, но и на World Press, NPPA, POY и любой другой доступный для вас конкурс. Не считайте себя слишком важным или наоборот слишком незначительным для того или иного конкурса. Просто СДЕЛАЙТЕ ЭТО, как говорится в одной рекламе. Очень редко, если вообще это случалось, несколько из перечисленных мной конкурсов выбирали одних и тех же победителей. А значит, у вас больше шансов выиграть и возможностей показать свои работы большему количеству судей.

6. Ну что ж, вы не выиграли ничего в этом году. Как я уже сказал, даже те, кто брал самые крупные награды, не выигрывают так часто, как кажется. Более того, они проигрывают гораздо чаще, чем выигрывают. Проиграв, взгляните на работы победителей. Почему они победили? Посмотрите на их фотографии объективно и решите, достойны ли они этой награды. Есть ли возможность поднять уровень ваших собственных работ? Может быть, а может — нет, но я могу вам гарантировать, в большинстве случаев такая возможность есть. Кроме того, ни в коем случае не пытайтесь копировать работы-победители, судьи устают от однотипных работ, побеждающих из года в год, также как и вы. Подойдите к «старой истории» с совершенно другой стороны. Посмотрите на мир другими глазами. Продемонстрируйте жюри и аудитории новый взгляд на вещи. Они всегда будут только рады этому.

7. Люди всегда обвиняют конкурсы, но, пожалуйста, сделайте нам и себе одолжение и помогите нашему конкурсу. Конкурсам всегда приходится туго. Посмотрите на World Press: можно ли представить хоть одну из победивших в нем работ самой лучшей во всем мире за прошедший год?! Каждый год и фотограф, и World Press получают тумаки за победившую работу. Лично я — против этого. Как я уже говорил, конкурсы неизбежно субъективны. И большинство их участников проигрывают. Но все же, критика тоже не мешает, ведь мы говорим о фотографии, о том, что мы любим, а что — нет. В каком-то смысле конкурс — это постоянный обмен идеями о составляющих хорошей фотографии. Конкурс — это процесс, который в лучшем случае поможет вам поднять свой профессиональный уровень благодаря четкому разграничению того, что вам нравится, а что — нет. Он поможет российской фотографии в целом в ее развитии и росте через самоанализ.

И, наконец, я рад, что Влада Кузнецова возглавит наш будущий конкурс и фестиваль, потому что ей далеко не безразлична российская фотография и ее развитие. Кроме того, она — крепкий орешек, что необходимо в работе со всеми вами! Она не даст сойти с рук любому плутовству как со стороны судей, так и со стороны участников. Но ей нужна ваша помощь. Это все еще молодой конкурс, ваш совет и ваша поддержка крайне ценны. И лучшее, что вы можете сделать, это подумать над тем, что было сказано выше, и принять участие в конкурсе.

Удачи вам! Мы с нетерпением ждем ваши работы.