Победный кадр премии HIPA 2025 в категории Sports Photography. Снимок сделан на Чемпионате Европы по боксу среди кадетов в Баня-Луке. «Победитель обладает властью над самым сильным соперником», — комментирует автор.

11 ноября 2025 года в Музее будущего в Дубае состоялась церемония награждения 14-й премии Hamdan International Photography Award (HIPA) — одного из самых престижных и дорогих фотоконкурсов в мире, с призовым фондом в миллион долларов США. В этом году на конкурс поступило более 87 тысяч фотографий от 50 тысяч авторов со всего мира. Тема конкурса — «Power» (Власть, Сила) — объединила работы, исследующие различные проявления власти: от силы природных стихий до человеческой воли, от технологического могущества до эмоционального напряжения.

В категории Sports Photography первое место занял боснийский фотограф Владимир Тадич (Vladimir Tadić) — имя, практически неизвестное российской аудитории, но заслуживающее самого пристального внимания.

В эксклюзивном интервью для Photographer.ru Тадич рассказал о своей «фотографической гигиене», силе природы в постконфликтном обществе и о том, почему считает себя лишь «свидетелем момента».


Позиционирование в контексте боснийской фотографии

– Когда говорят о боснийской фотографии, обычно вспоминают имена, связанные с документированием войны 1990-х — Тарик Самара, Зия Гафич, Алмин Зрно, работы которых сосредоточены на травме, памяти, геноциде. Ваша практика радикально отличается — вы фотографируете горы, природу, астрофотографию, спорт. Это осознанный выбор — работать вне доминирующей травматической парадигмы боснийской визуальной культуры? Или это просто другой подход к той же задаче — говорить о Боснии?

– Босния хорошо известна миру именно с военной стороны. Я стараюсь показать другую сторону — более красивую, через пейзажи. Это мой способ говорить о Боснии.

Водопад на реке Иломска. Тадич называет себя исследователем, открывающим скрытые красоты родного края.

– В одном из интервью вы сказали, что не приписываете свои работы только себе и своему мастерству, но считаете более важным «быть свидетелем определенного момента в пространстве и признать то, что может даровать только Творец всего». Это интересная формулировка — она помещает фотографа в позицию скорее медиума, чем автора. Как это теологическое или философское понимание влияет на вашу практику?

– Я думаю, что всё вдохновение приходит изнутри и затем отражается снаружи. Вера очень важна для меня, и я считаю её главным мотиватором для создания фотографий.

От инженера к фотографу — трансформация взгляда

– Вы по образованию инженер-механик, и начали серьезно заниматься фотографией только в 2017 году, когда ваши фотографии с телефона выиграли конкурсы и получили признание от редакторов National Geographic. Это необычная траектория — от инженерии к искусству, от телефонной камеры к профессиональной практике. Как инженерное образование влияет на ваш фотографический взгляд?

– Я окончил факультет машиностроения, и нас учили мыслить графически — у нас было много чертежей, технических рисунков. Я использую это для создания композиции фотографии, для работы с геометрией кадра. Именно поэтому люди с техническим образованием часто успешны в фотографии — у них другой уровень фотографической гигиены, если можно так выразиться.

Монастырь Святой Параскевы (Петки) в городе Биелина. Золотые купола на фоне полей Республики Сербской.

–  Вы работаете в удивительно широком спектре жанров — пейзаж, астрофотография, таймлапс, аэрофотосъемка, спорт, портрет, предметная фотография. Это редкая универсальность. Большинство серьезных фотографов специализируются, находят свою нишу. Как вы думаете об этом разнообразии?

– Как я уже говорил, в основном я занимаюсь пейзажной фотографией — сельские районы, горы. Но если я вижу что-то интересное, я фотографирую это. Что касается моего успеха — я думаю, это не только моя заслуга. Это своего рода решение Бога, если можно так сказать, — позволить моим фотографиям пройти через различные конкурсы или выставки.

Спортивная фотография и категория "Power"

– Вы выиграли первое место в категории Sports Photography на HIPA 2025. Спортивная фотография часто воспринимается как наиболее «технический» жанр — нужна скорость реакции, правильное оборудование, точный момент. Но тема конкурса в этом году — «Власть» (Power). Как спортивная фотография говорит о власти?

– На самом деле эта фотография, эта спортивная фотография — она тоже о власти, о людях, которые соревнуются. Победитель обладает властью над самым сильным соперником. Спортивная категория, особенно момент победы, очень хорошо вписывается в эту тему.

Бэккантри на горе Височица. Черно-белая графика зимнего хребта подчеркивает инженерный подход автора к геометрии кадра.

– Спорт часто используется как метафора национальной идентичности, особенно в постконфликтных обществах — это способ переформулировать конкуренцию в мирном контексте. Босния и Герцеговина остается политически разделенным обществом после Дейтонских соглашений. Видите ли вы в спортивной фотографии возможность работать с темой конкуренции, победы, силы вне этнополитического контекста?

– Я думаю, нам нужно двигаться дальше, выйти за пределы этого разделения в обществе. Международный чемпионат, который я фотографировал, — это хороший способ оставить позади все эти различия, всю политику, и просто прийти к нормальной, обычной жизни.

Природа, место и репрезентация Боснии

– Значительная часть вашей работы посвящена природным красотам Республики Сербской, входящей в состав Боснии и Герцеговины — вы говорите о «продвижении красоты» вашего края. Но сама Республика Сербская — это политически спорная сущность. Как работать с репрезентацией ландшафта в ситуации, где сама территория политизирована? Может ли пейзажная фотография быть нейтральной?

– Я прекрасный пример того, что пейзажная фотография универсальна. Когда люди видят этот регион в хорошей художественной фотографии, эта фотография не имеет национальной коннотации. Это просто природа, а природа прекрасна. И все объединяются в этой эмоции. У меня есть фотографии из Боснии и Герцеговины, где все люди объединились в поддержке меня как фотографа боснийских пейзажей — и из Республики Сербской, и из Федерации Боснии и Герцеговины. Моя работа объединяет людей в Боснии.

Млечный Путь над горой Маглич — самой высокой точкой страны. Тадич отмечает «привилегию темноты» балканских гор, где низкое световое загрязнение позволяет снимать звездное небо.

– Вы выиграли множество наград за фотографии природы — за горные пейзажи, за реку Врбас, за природные богатства Балкан. В эпоху экологического кризиса пейзажная фотография находится в сложном положении. Как вы думаете о политике пейзажной фотографии? Что значит фотографировать природу «ответственно» сегодня?

– Большая проблема — экология. Отсутствие регулирования ведет к разрушению природы. Нам нужно больше инициатив по сохранению природы в Боснии, и через мою пейзажную фотографию я стараюсь мотивировать людей к сохранению природы.

Технология, темпоральность и астрофотография

– Вы активно работаете с астрофотографией и таймлапсом — жанрами, которые работают с темпоральностью, недоступной человеческому глазу. По сути, эти техники создают новую видимость. Как работа с этими «нечеловеческими» темпоральностями меняет ваше понимание фотографии?

– Когда вы занимаетесь такой специфической фотографией, как астрофотография или таймлапс, вы раскрываете вещи, которые скрыты от невооруженного человеческого глаза. Когда вы показываете это обычному зрителю, вы становитесь как бы первооткрывателем. И мне нравится открывать. Это моя страсть к такой фотографии.

– Вы упомянули, что Орловацкое озеро на Зеленгоре особенно хорошо подходит для ночной фотографии из-за отсутствия светового загрязнения. Это говорит о привилегии темноты — о том, что есть места, где еще можно увидеть звезды. Как фотография темного неба соотносится с урбанизацией и световым загрязнением?

– У нас есть места без светового загрязнения. Мы имеем привилегию делать хорошие ночные снимки, фотографировать Млечный Путь, иметь перед собой чудесную природу и компоновать всё это в одну сцену с прекрасной атмосферой. Нам повезло, что мы можем это делать.

Боснийская фотография для русскоязычной аудитории

Афиша выставки «Открой Республику Сербскую», которая проходит в аэропорту Пулково (Санкт-Петербург) в ноябре-декабре 2025 года.

– В России практически ничего не известно о боснийской фотографии, кроме, возможно, нескольких имен, связанных с документированием войны. Если бы вы могли представить боснийскую фотографическую сцену русскоязычной аудитории, — кого и что вы бы выделили?

– У меня будет персональная выставка в России, посвященная туризму Республики Сербской. Она пройдет с 17 ноября по 1 декабря 2025 года в аэропорту Пулково, Санкт-Петербург. Это сотрудничество между аэропортом Санкт-Петербурга, туристическим советом Санкт-Петербурга и туристическим советом Республики Сербской. Это моя связь с российской фотографией.

У нас есть фотографическая ассоциация Боснии и Герцеговины, но я также член фотоассоциации Сербии. Всё это тесно связано. Я чувствую себя частью и боснийской, и сербской фотографической сцены, интегрированной в международное пространство.

– Босния и Герцеговина — маленькая страна с очень сложной историей, но необычайно богатой визуальной культурой. При этом она остается на периферии глобальных арт-институций. Как это периферийное положение влияет на практику фотографа?

– Коммерческие фотографы в основном занимаются свадебной фотографией, и они могут зарабатывать этим на жизнь. Но для меня как художника это борьба. Конечно, это борьба.

Утренний туман в каньоне Тиесно, река Врбас. Именно серии снимков этой реки принесли Тадичу первые международные награды и признание National Geographic.

Будущее практики и международное признание

– Ваша победа на HIPA — это международное признание, которое, вероятно, открывает новые возможности. Как вы планируете использовать эту платформу?

– Моя миссия — представить природу Республики Сербской и Боснии миру. Но если появятся другие возможности, я с радостью их приму.

– Последний вопрос: в 2017 году вы начали с фотографий на телефон. Сейчас, восемь лет спустя, вы — победитель одного из самых престижных фотоконкурсов мира. Если бы вы могли дать совет себе образца 2017 года, или любому начинающему фотографу в маленькой стране на периферии глобального внимания, — что бы это было?

– Большинство арт-фотографов не зарабатывают художественной фотографией, потому что это не коммерция. Но мой путь был другим — я смог этим жить. Я не знаю, что бы я сказал молодым людям — должны ли они следовать своей страсти и рисковать всем, оставить основную работу, офисную работу с девяти до пяти, или нет. Должны ли они следовать своей страсти и своей мотивации?

Но в конце концов, в любом случае, это критический момент — когда вы вдохновлены. Вдохновение — это внутренняя работа. Но в конечном итоге всё это воля Божья. Вот и всё.

Фотографии предоставлены Владимиром Тадичем / Courtesy of Vladimir Tadic


Владимир Тадич в горах Боснии и Герцеговины. Инженер-механик по образованию, он нашел свое призвание в пейзажной фотографии во время походов.

Владимир Тадич (род. в Сански-Мост, Федерация Боснии и Герцеговины; ныне живет в Челинце, Республика Сербская) — фотограф-самоучка, инженер-механик по образованию, носитель звания AFIAP. Специализируется на пейзажной фотографии, астрофотографии, таймлапсе и спортивной фотографии. Его работы получили множество международных наград, включая призы за фотографии природных богатств Балкан, горные пейзажи, снимки реки Врбас и первое место на конкурсе горной фотографии в Сплите. В 2025 году победил в категории Sports Photography на премии HIPA с фотографией, снятой на европейском чемпионате по боксу среди кадетов в Баня-Луке.

Почему российским читателям важно познакомиться с этим фотографом?

Во-первых, это история невероятной творческой трансформации. Владимир Тадич — инженер-механик по образованию, который всего восемь лет назад, в 2017 году, начал фотографировать горные пейзажи на мобильный телефон во время походов. Его первые работы получили признание редакторов National Geographic и победы в фотоконкурсах — и это стало точкой невозврата. Сегодня Тадич — носитель звания AFIAP (Artist FIAP, или «Художник FIAP» — международное признание Международной федерации фотоискусства), многократный победитель международных конкурсов, чьи работы выставлялись более чем в 30 странах мира.

Во-вторых, уникальная творческая оптика. В отличие от большинства известных боснийских фотографов, работающих с темой военной травмы и постконфликтной памяти (Тарик Самара, Зия Гафич, Алмин Зрно), Тадич сознательно выбрал другой путь — показывать красоту своей страны через природу. Его работа — это альтернативный визуальный нарратив о Балканах, где пейзажная фотография становится способом преодоления политических разделений. В постконфликтном обществе, где сама территория политизирована, его фотографии гор, рек и звездного неба объединяют людей по обе стороны этнических границ.

Крепость Кастел на берегу реки Врбас в городе Баня-Лука. Сочетание истории и природы.

В-третьих, редкая творческая универсальность. Тадич работает в удивительно широком спектке жанров: пейзажная фотография, астрофотография, таймлапс, аэросъемка, спортивная фотография, портрет. Его инженерное образование дало ему преимущество в работе с композицией и геометрией кадра, а философское понимание творчества как «свидетельства момента, дарованного Творцом» делает его подход глубоко созерцательным и одновременно технически безупречным.

Наконец, это важная связь между российской и балканской культурами. Работы Тадича уже неоднократно отмечались в России. В 2019 году он был удостоен серебряной медали PSA на Международном фотосалоне «Гранд Евразия» (International Photo Salon – Grand Eurasia). Он также является членом боснийской и сербской фотоассоциаций, что говорит о его стремлении к объединению через искусство. Для российского зрителя его фотографии природных богатств Балкан — от реки Врбас до горных массивов Романии и Зеленгоры — открывают регион с неожиданной стороны.

Владимир Тадич — это пример того, как периферийное положение может стать не ограничением, а источником свободы; как техническое образование может обогатить художественное видение; и как фотография природы может быть не эскапизмом, а формой социального высказывания в постконфликтном обществе.

Это интервью было проведено 12 ноября 2025 года в отеле Sheraton Grand в Дубае, на следующий день после церемонии вручения премии HIPA 2025, когда эмоции от победы еще не улеглись, а осознание масштаба международного признания только начиналось.