©Максим Бедов. Из серии «Зима»

10 июня в Галерее Классической Фотографии открылась выставка современной российской фотографии «ФотоТоп». В день её открытия мы поговорили с участником проекта московским фотографом Максимом Бедовым.


Расскажите, пожалуйста, какие ваши работы вошли в экспозицию?

Так как выставка групповая и нет необходимости составлять обширную экспозицию, я решил показать подборку из самых новых работ. Это группа из десяти отпечатков, все они датированы 2021 годом, и все их объединяет одна общая тематика, собственно, её я и вывел в название — «Зима». Все они сняты здесь, неподалёку: Владимирская, Ярославская, Тверская, Костромская, Рязанская область, Карелия.

© Максим Бедов. Из серии «Зима»

Вы не боитесь, что вам придётся постоянно повторяться, продолжая работать в классической традиции?

Моё основное направление — это пейзажная фотография, а природа тем и хороша, что никогда не повторяется, даже если вы будете снимать изо дня в день одно и то же место с одним и тем же ракурсом, вы всё равно не сможете повториться, будет меняться освещенность, погода, времена года. Поверьте, вы не получите ни одного повтора. И это мы говорим только о чисто первичной составляющей пейзажа, не затрагивая вопросов его трактовки, которая практически безгранична в классической фотографии.

Какой, по-вашему, должна быть хорошая фотография?

Сложно ответить на этот вопрос однозначно и коротко. Фотография никому ничего не должна. Если фотография вызывает интерес зрителя, если её хочется рассматривать, анализировать, если она рождает эмоции, она уже хороша.

©Максим Бедов. Из серии «Зима»

Можно подробнее?

Хороша та фотография, которую хочется увидеть повторно, рассмотреть подробнее, в конце концов, апофеоз хорошей фотографии — это тот отпечаток, который хотелось бы забрать с собой и поместить на стену своего жилища. Ну, и, конечно же, лучше всех про это сказал Ансель Адамс: «There are no rules for good photographs, there are only good photographs».

Назовите своих учителей.

Мне посчастливилось изначально получить серьезное художественное образование: два училища, потом Строгановский университет. Все, что касается компоновки, композиции, общего подхода к построению картинки идет из этого периода жизни. Что же касается именно учителей в области фотографии, то тут лучше любого учителя для меня внимание к классикам и их почитание, и, что самое важное, классиков в оригинальных отпечатках.

Единственный человек, кого я могу называть учителем в области фотографии — это богоподобный Джон Секстон, у которого мне посчастливилось пройти продвинутый курс обучения. Это было в 2016 году, и это то, о чем можно будет рассказывать внукам. Джон является прямым и непосредственным участником той истории классической фотографии, которая уже сейчас для большинства современников выглядит практически как легенда — как взятие Трои или падение Вавилонской башни.

И в целом мне близка традиция американской классической фотографии, поэтому эталоном являются представители именно этого круга, их имена и так всем известны: Ансель Адамс, Эдвард и Бретт Вестоны, Рут Бернард, Джон Уимберли, Джон Секстон, конечно.

Кого бы вы выделили из современных авторов и почему?

Джон Секстон. Это невероятный человек, друг и соратник Анселя Адамса, его работы являются эталоном и самым сильным мотиватором в моём творчестве. Кроме того, мне посчастливилось знать его лично, и это удивительно приятный, высокообразованный и дружелюбный человек.

Вы работаете в даркруме по классической технологии, полностью исключив какие-либо цифровые фотопроцессы. Что это — фишка, дань традиции или творческий выбор?

Это однозначно осознанный творческий выбор. Сам по себе процесс черно-белой печати подразумевает сколь угодно глубокое вмешательство автора для достижения задуманного. В работе с печатью возможности по части трактовки изображения практически безграничны. Можно не только управлять контрастом и плотностью итогового изображения, но и посредством масок делать то, что в фотошопе называется «гнуть кривую», можно управлять краевыми эффектами — и все вышеперечисленное можно делать локально.

То есть само исходное изображение, негатив — это, можно сказать, «тема», а развивать эту тему можно уже на свое усмотрение.

© Максим Бедов. Из серии «Зима»

Поделитесь своими творческими планами.

У меня нет особенных планов. Планы и цели — это плохо, самое худшее — то, что ты рано или поздно их выполнишь. Для меня фотография — это процесс, интересный, многогранный, приносящий позитивные эмоции. И этот процесс прекрасен тем, что не подразумевает никакого эндшпиля, это как шахматная партия, в которую можно играть вечно, и при этом игра не теряет своего накала.


Максим Бедов, родился в России, занимается серебряно-желатиновой фотографией более 20 лет. Изначально получил классическое художественное образование по специальности «Реставрация живописи», также прошёл обучение «Darkroom advanced technique» в городе Carmel, California, USA у легендарного Джона Секстона.

В 2019 году провёл свои первые персональные выставки в Москве и Санкт-Петербурге. Проводит индивидуальные занятия с фотографами, желающими улучшить свои технические навыки в даркруме. Занимается изготовлением кастомного оборудования для даркрума, такого, как Pin registered system, Sheet film washers, contact frames, film retouching machines etc...


Выставка «ФотоТоп» открыта для посетителей с 10 июня до 22 августа 2021 года. В рамках экспозиции представлено около 200 произведений современных фотохудожников, работающих в разных направлениях и жанрах: репортаж, психологический портрет, пейзаж, пикториальная и уличная фотография и т. д. Она объединяет более пятидесяти фотографов нескольких поколений, многие из которых до этого никогда не выставлялись вместе. Среди них Андрей Чежин, Сергей Чиликов, Валерий и Наталья Черкашины, Вадим Гущин, Олег Виденин, Сергей Борисов и многие другие.