Somebody Told Me This Is Real. © Martin Stranka
 

Интервью с молодым и успешным чешским фотографом Мартином Странкой стало своего рода авантюрой. Я увидела подборку его работ в сети на популярной испаноязычной арт-платформе и что-то зацепило меня. Кадр, композиция, палитра, настроение, атмосфера – даже если вы не специалист, вы часто безошибочно вычисляете что-то стоящее в мире современной фотографии. Уже через пару недель мы встретились с Мартином в Праге и записали интервью. Все оказалось возможным. Как и в его жизни – еще десять лет назад ничто не связывало его ни с профессией, ни с фотографией,  сегодня Мартин Странка – успешный профессионал, выставляется по всему миру и, вполне возможно, рано или поздно окажется со своими выставками в России.  

 

Ты начал заниматься фотографией 10 лет назад, неожиданно для самого себя круто изменив свою жизнь. Причиной, насколько я знаю, послужили драматические события.

10 лет назад погиб мой близкий человек, мне просто необходимо было как-то пережить эту драму и я, не вполне понимая, зачем я это делаю, схватился за фотоаппарат. Когда случается беда, каждый спасается по-своему. Кто-то уходит в запой, кто-то начинает писать картины или музыку, кто-то отправляется путешествовать. Я начал фотографировать. Мне пришлось столкнуться с опытом, который и тебя выворачивает наизнанку, и твою жизнь переворачивает с ног на голову. Фотография буквально спасла меня тогда, но постепенно из способа терапии она стала моей настоящей страстью. Тогда я не мог этого не делать, потому что мне надо было выжить, сейчас я не могу этого не делать, потому что это мой способ жить. 

Но почему ты тогда схватился именно за фотокамеру?

Да я был, как в тумане. Мало что понимал и анализировал. Все произошло слишком быстро и страшно. В момент такой внезапной потери тебя словно выбрасывает на орбиту, и ты там крутишься в невесомости, отделенный от людей большим непроницаемым пузырем. Нет ни времени, ни кислорода, ни контроля, ни какого-то анализа. Я был как в ступоре. Не знаю, что мною двигало, я просто пошел в магазин и купил камеру. Возможно, сыграло свою роль то, что мне всегда нравилось визуальное искусство. Но я правда не разбирал тогда причины и следствия.  

На своих фото ты превращаешь реальных людей в образы, ты не снимаешь мир таким, какой он есть, ты трансформируешь его в другой, какой-то свой. Почему?

На любой выставке есть разделы и категории – портрет, пейзаж, натюрморт, репортаж. И это всегда меня смущает. Я до сих пор понятия не имею, каким образом классифицировать свои фото. Я, конечно, не сравниваю, но это как работы Фриды Кало. Ну как ты классифицируешь ее собственный, индивидуальный стиль? Какой это жанр? Портрет? Да. Пейзаж? Возможно, но вместе с тем, это то, что присуще только ей, ее восприятию и пониманию мира.

I Can Hear You Call. © Martin Stranka

Но ты не ответил на мой вопрос. Почему все-таки вымышленный, искусственно созданный мир?

Ну слушай, вот ты тоже снимаешь в какой-то своей манере. Почему?

Потому что этот мир так прекрасен. И мне хочется, чтобы как можно больше людей это увидели. Если они прошли мимо чего-то в реальной жизни, мне хотелось бы чтобы они потом увидели это хотя бы на фотографии.

Мне тоже очень нравится настоящий мир. Согласен, он прекрасен, но мне необходимо создавать свой собственный. Это как с кино или книгами – любой автор все равно создает свою реальность, такую, какой он ее видит и чувствует. И на это отзывается та часть публики, которой такой взгляд оказывается близким и знакомым. Но здесь многое происходит спонтанно, ты что-то делаешь, подчиняясь не столько сознанию, сколько эмоциям и чувствам. Я не прикидываю, что именно мне надо сделать, чтобы зацепить аудиторию. Я делаю то, что забирает меня самого, и если на это приходят люди, которым нечто подобное близко, то вообще красота.

Ты быстро делаешь свои работы и как ты для себя определяешь момент, когда работа готова?

Вообще, начинается все с идеи, которая крутится у меня в голове. Вот помнишь фотографию, на которой разбитая машина лежит на крыше, в снегу, и к ней подходит олень? Почти три года прошло, прежде чем я не то, что закончил, а понял, что готов ее сделать.  

Until You Wake Up. © Martin Stranka

То есть это не случайный кадр?

Ты смеешься? Ну как ты это себе представляешь: иду я по пояс в снегу, мечтаю о кадре и вдруг – бац, прямо передо мной – авария, перевернутая машина и рядом целый живой олень! А у меня как раз камера в руках, и свет такой удачный… (смеются) Да нет, конечно!

Ладно, согласна, глупый вопрос. Я так поняла, эта фотография потом имела большой успех у публики?

Да, и для меня это большая загадка. Довольно сложно воспринимать изображение автокатастрофы с позиции умиротворения. Мне-то самому нравится, но что должно заставить другого человека повесить это изображение на стене и жить с ним каждый день? Как бы это ни было красиво, это все равно про несчастье, горе, смерть, трагедию. Но, как ни странно, что-то в этой драме определенно успокаивает.

На моей выставке в Праге эта работа стала основной. Не поверишь, но я пару раз видел людей, которые плакали, стоя перед ней. И, скажу тебе, это конечно сильное чувство, когда видишь такое.

Скажи, но ведь фотография, даже очень хорошая, это все равно всего лишь фотография, картинка. Может ли она что-то изменить в этом мире?

Думаю, да. У меня была одна история несколько лет назад. Я готовился к выставке, отвечал на письма, сообщения и внезапно наткнулся на письмо от одного парня, которому наутро должны были сделать операцию на глаза. Он писал, что ему было очень страшно, что он боялся потерять зрение, но что он наткнулся в интернете на мои работы, и каким-то образом они вернули ему душевное равновесие. Его страх исчез. Меня потрясло тогда это письмо. Я понял, что иногда даже фотография может изменить пусть не чью-то жизнь, но хотя бы настроение и состояние. И это реально сильно.

Far From The Rivers. © Martin Stranka

Когда ты только начинал, как публика восприняла твои работы?

Я как-то выставил их на вебсайтах, и тут же начались вопросы: что это за композиция? А почему цвета какие-то странные? Зачем такое неправильное кадрирование? Почему у людей «отрезанные» головы?

Это была критика профессионалов?

В основном любителей. Но от этого было не легче, потому что когда ты начинаешь и тебя критикуют, ты неизбежно начинаешь сомневаться, а действительно ли я делаю что-то особенное или это лажа какая-то? Поди знай, что движет людьми, зависть или желание просвятить тебя в основах профессии? Но я решил не терзаться сомнениями и пошел другим путем, года два снимал, а потом выставил свои работы на профессиональные конкурсы перед международным жюри. Я сразу оказался среди тысяч крутых участников и в сфере квалифицированных мнений и оценок. И думаю, что все тогда сделал правильно, потому что сейчас уже никто не говорит о моей «неправильной» композиции и «отрезанных» головах. Я нашел свой стиль и мне в общем-то нет дела до каких-то правил. Я выставляю свои работы и мне интересно, что о них думают другие, но я больше не хочу тратить время и энергию, обсуждая, почему на моих фото все так, а не иначе.

Извини, но все-таки, почему и правда их там нет?

Их нет почти на 90% снимков. Но это не потому что я такой безжалостный и жестокий (смеется). Если присмотришься, там другое. Даже если голова в кадре, мои модели все равно не смотрят в камеру, они или отвернуты, или их глаза закрыты. Невозможно поймать их взгляд. Отсутствие взгляда деперсонализирует контакт. Именно через глаза происходит самый сильный и важный момент общения. Это ключ к характеру, к личности другого человека.  Возможно, я пока не готов к такому контакту. Но мне кажется, чем больше скрытого и меньше явного на фотографии, тем больший простор остается для фантазии зрителя. Тем больше самых невероятных сценариев, больше свободы воображения. И больше возможности ассоциировать себя с героями моих фотографий.

We Missed You. © Martin Stranka

Скажи, сейчас, спустя 10 лет занятий фотографией, ты можешь сказать, что видишь собственную эволюцию, какие-то изменения в своей манере или технике?

Безусловно, они есть, но причины, по которым я делаю то, что делаю, остались те же. Да, картинка меняется. Раньше я помещал маленькие и беззащитные фигурки людей в огромные, гулкие и пустые пространства. Я и сейчас люблю делать такие вещи, но я вижу по своим работам, что я словно приближаюсь все ближе и ближе к людям. Снимаю их совсем с короткой дистанции.

Есть еще кое-что. На большинстве моих фотографий не было никого, кроме людей. Сейчас я стал добавлять животных, чаще всего почему-то лис. Мне больше не хочется оставлять человека одного в пустом и холодном пространстве. Вокруг него еще нет других людей, но уже есть животные. Это все еще одиночество, но уже разбавленное присутствием живых существ.

Ты задумываешься о том, что будет дальше? Каким будет следующий этап?

Кто знает? Возможно, я опять буду забрасывать обнаженных людей в холодный и враждебный космос. Но сейчас мне очень нравится наблюдать за этой связью и контрастом между умиротворяющей природой и человеком, вечно неспокойным и совершающим ошибки. Как на том фото с разбитой машиной и оленем.

Как ты оцениваешь сегодня степень своей успешности? Для тебя важно быть популярным фотографом, звездой?

Ты знаешь, я не хочу быть знаменитым, я хочу быть узнаваемым. В этом как мне кажется, есть смысл, узнаваемость дает тебе больше возможностей. Сейчас, после 10 лет успешной работы, я могу помогать огромному количеству людей – своими советами и опытом, которыми я могу поделиться, и которые, как оказывается, многим необходимы.

We Found Shelter. © Martin Stranka

Это замечательно, но как же твои собственные амбиции?

Мне кажется, что популярность и известность в любом деле – побочные эффекты. Когда ты делаешь то, что действительно всем сердцем любишь, популярность приходит сама собой. У меня есть приятель, который работает с актерами, преподает им сценическое мастерство. Он как-то обратил внимание, что студенты делятся на две группы. Одни были всей душой увлечены творческим процессом, другие страстно желали прославиться. Со временем стало очевидно, что больше всего откровенно средних актеров получилось именно из второй группы. Потому что желание добиться славы, это тупик. Если ты занимаешься своим делом главным образом для того, чтобы прославиться, слишком велики шансы проиграть и ничего не добиться. Но можно добиться всего, если ты фанатеешь от процесса, чтобы ты не делал.  

Возможно ли сегодня успешно совмещать разные виды деятельности – основную работу и занятия фотографией?  

Я в это не верю, если честно. Нельзя быть «немного фотографом» или «немного журналистом». Полдня заниматься фотографией, а вторую половину посвящать, я не знаю, работе в ветклинике. Всякое бывает, конечно, но, в конце концов, в сутках всего 24 часа. Ты и правда успеешь все, и умудришься и там, и там сделать все, как надо? Мне кажется, чтобы все получилось необходима концентрация. Другое дело, что я не могу думать только о творческой стороне, мне еще и зарабатывать надо. Продажа этих работ такая же часть профессии, как и их создание. Тут что-то неизбежно идет от сердца, что-то от головы. Это нормально, но нельзя зацикливаться исключительно на зарабатывании денег. Такой подход губит все.  

Как ты считаешь, ты – фотограф навсегда или ты допускаешь какие-то неожиданные повороты в своей карьере?

Хм, хороший вопрос. Обычно меня спрашивают о творческих планах (смеется). Ты знаешь, до того, как заняться фотографией, я работал в офисе и думал, что буду этим зарабатывать до конца жизни. Больше того, меня все устраивало и мне даже нравилось быть клерком, но потом случилось то, что случилось. То, чего я совсем не мог предвидеть, и это целиком и полностью изменит мою жизнь. Сейчас я вполне доволен тем, что происходит со мной. У меня масса планов, я хочу попробовать себя в кино, тот кадр с оленем и перевернутой машиной для меня сейчас как кадр из какой-то истории, которую мне хотелось бы попробовать рассказать другим языком. Я ничего не хочу менять и в какой-то степени благодарен судьбе, за то, что произошло 10 лет назад. Но тут надо понимать, что я, ни минуты не сомневаясь, отдал бы все сегодняшние успехи за то, чтобы близкий мне человек остался жив. Все мои достижения в конечном счете не стоят чьей-то жизни.

It Is You. © Martin Stranka

Скажи, как ты считаешь, можно ли вообще научить фотографии?

Технические навыки да, их довольно легко объяснить и преподать, рассказать о каких-то хитростях при съемке и обработке фотографий. Хотя, мне кажется, что фотография это все-таки по большей части не про технический навык. Другое дело, как научить выражать себя через свои работы? Ты же не можешь объяснить человеку, как именно он должен смотреть на окружающий мир. Его можно как-то разбудить, что ли, подтолкнуть к возможности исследовать самого себя и окружающую реальность. Но научить… Тут еще где-то рядом и опасность подражания. И у меня есть фотографы и художники, которые меня вдохновляют, но я знаю, что любое копирование убивает все. Надо очень точно чувствовать эту грань между вдохновением и подражанием. Когда тебя воодушевляют и восхищают чьи-то работы, но ты не успокаиваешься тем, что делаешь нечто подобное, а ищешь свой стиль.

Как все-таки ты бы сформулировал ключевое понятие для тех, кто хочет стать фотографом?

Знаешь, считается, что мое поколение, а это молодые люди около тридцати, это поколение успеха в один клик, такое one-click generation. Из-за бурного расцвета технологий и интернета мы получили возможность прославиться буквально в один день. Сегодня можно стать миллионером не вставая со своего дивана, одно грамотное приложение может превратить тебя в богача. Наши родители были вынуждены добиваться всего постепенно, по кирпичику, год за годом. А сегодня ты можешь даже не сообразить, что произошло, а ты уже на вершине социальной лестницы. Но кажется, этим надо уметь грамотно распорядиться. И когда меня спрашивают, как добиться успеха, я могу только одно сказать – проживайте свою жизнь, совершайте свои ошибки – чтобы чего-то добиться, надо наошибаться по полной, – никого не слушайте и старайтесь почувствовать и осмыслить этот мир. И не стремитесь к славе! Когда надо будет и если это будет необходимо, она сама вас найдет.

 

Мартин Странка

Более 50 международных призов, среди которых Professional Photographer of the Year, Emerging Talent Award, EISA Photo Maestro, Digital Photographer of the Year.

Фотоконкурсы Nikon, Sony World Photography Awards.

Более 50 выставок по всему миру, в Южной и Северной Америке, Европе, Азии.

Выставлялся в Дубае, Гонконге, Лондоне, Лос-Анджелесе, Милане, Нью-Йорке, Париже, Токио, Вене.

В галереях: Getty Images Gallery, Saatchi Gallery и Robert Fontaine Gallery, в ряду таких мастеров, как Энди Уорхол, Энни Лейбовиц, Бэнкси и Дэмиен Херст.

Делал работы для сети отелей Hilton, издательства Harper Collins, Lauren Oliver, журнала Vogue (Италия).

Оформляет музыкальные альбомы.

Живет и работает в Праге.

Сайт Мартина Странки: www.martinstranka.com