«Фермерская дочь с кулоном в виде сердечка, Милтон», фотография из книги Эми Штейн и Стаси Мерфар «Tall Poppy Syndrome», выпущенной Decode Books в начале 2013 года © AMY STEIN & STACY AREZOU MEHRFAR

Важная часть работы художника — это установление отношений с людьми, от которых можно получить честный отзыв, критику и совет, которые могут представить, защитить и поддержать ваши работы, просто предложить дружбу и чувство общности. Это могут быть старшие художники, меценаты, галеристы, кураторы или ваши сверстники, или просто люди, интересующиеся искусством и его продвижением. «Мир искусства более социализирован, нежели любой другой», — говорит Дэниел Ши, художник из Нью-Йорка. «Этот мир полностью существует вокруг политики межличностных отношений, к лучшему то или к худшему».

PDN недавно опросил дюжину художников, находящихся на разных стадиях своей карьеры. Они рассказали о том, как они устанавливают и поддерживают отношения со сверстниками, и наставниками.


Работа на известных художников

Работа на известного художника — великолепный путь знакомству, естественному возникновению отношений «учитель/ученик» и к получению из первых рук знаний о работе. Кели Андерсон-Стали (Keliy Anderson-Staley) говорит, что в начале карьеры, благодаря стажировке с Таней Холландер (Tanja Hollander) и работе с Лори Никс (Lori Nix), она смогла глубже вникнуть в их работу, в то, как они продвигают её, с какими институциями взаимодействуют и как делают это.

Эйрик Джонсон (Eirik Johnson) говорит, что его опыт работы с Майклом Лайтом (Michael Light) и Ричардом Барнсом (Richard Barnes) «помог моему развитию и формированию как художника-фотографа».

Ши, работавший с Брайаном Ульрихом (Brian Ulrich), согласен с этим. «Просто с ума сойти, сколько нового узнаёшь, проводя весь день с кем-то, всякие маленькие приёмы, что делать в том или ином случае», — говорит он. Ши также уверен, что состоявшемуся художнику часто интересно работать с молодыми. «Мне около 30. Вокруг меня много молодых ребят, только что закончивших учёбу, и мне приятно быть в их окружении», — говорит он. «Я люблю разговаривать с этими ребятами и стараюсь помогать им, чем могу».

Создавайте группы по критическому анализу работ, или вступайте в них

После окончания учёбы многим художникам бывает трудно получить критическую «обратную связь». Многие авторы находят единомышленников и формируют такие группы самодеятельно. Эми Штейн (Amy Stein), например, принадлежит к группе, под названием «кусок пирога» (Piece of Cake, РОС), участники которой собираются два раза в год. «Некоторые из моих самых близких и доверительных отношений с людьми возникли в этой группе», — говорит она.

Формируйте на своём уровне контакт с кураторами и работниками галерей

Для большинства авторов, начинающих карьеру, на раннем этапе нереально ожидать сотрудничества с крупными кураторами, галереями и другими организациями. Это вовсе не должно лишать вас мужества и сил. Работая с ровесниками, также начинающими карьеру, можно установить долговременные отношения. Ариель Шанберг (Ariel Shanberg), директор Центра фотографии в Вудстоке, говорит, что видел, как фотографы, приходящие в галерею, уходили, почувствовав себя отвергнутыми, если их переадресовывали к рядовым сотрудникам. Это ошибка, говорит Шанберг, уже потому, что сотрудники тоже поднимаются по служебной лестнице. Например, когда Йохан Франк (Jonah Frank) пришел в Yancey Richardson Gallery, его передали молодому сотруднику по имени Майкл Фоули. Франк не сделал выставки в этой галерее, но Фоули очень понравились его работы, и когда Фоули открыл свою галерею в Нью-Йорке, именно Франка он показал первым.

Куратор рассказал Кристоферу Черчиллю (Christopher Churchill) похожую историю о Ли Фридлендере (Lee Friedlander) и Элизабет Суссман (Elisabeth Sussman), которые встретились в молодости. Десятилетиями позже, Фридлендер делал выставку в Музее американского искусства Уитни, и Суссман была там куратором. «Лучше всего встретить кураторов — ваших ровесников, которые интересуются темой, понимают её и будут продвигать свою карьеру одновременно с вашей», — советовал куратор Черчиллю. «Если вам удастся установить эти отношения на профессиональном уровне, этот союз людей одного поколения может быть принципиально важен».

Установите отношения с меценатами

Черчилль рассказывает, что куратор представил его меценату, богатому человеку, который интересовался фотографией, поддерживал фотографов и покупал фотографии в дар музеям. Они подружились, и Черчилль объясняет, что на самом деле «огромной долей успеха обязан этому человеку». Меценаты часто охраняют своё инкогнито, но, когда музей хочет приобрести какую-то работу, он стучится не в свои фонды, а именно в дверь мецената, чтобы финансировать покупку. Черчилль замечает, что «надо развивать эти отношения, это одна из самых важных вещей, эти отношения могут открыть вам двери, которые вы никогда не откроете сами».

Обращайтесь к художникам из-за их работ, а не из-за их связей

Понимание, как работ художника, так и причин, по которым его могут заинтересовать ваши работы, очень важно для установления отношений. «Когда вы искренне интересуетесь чьими-то работами и жизнью, а не только думаете о том, что вы можете получить от человека, это очень заметно, и конечно, люди будут помогать вам охотнее», — советует Джастин Рейес (Justine Reyes). Ши вторит ей: «Когда вы правильно обращаетесь к людям и чётко понимаете, почему вам интересна их работа и что она значит для вас – это производит впечатление». Когда у него устанавливались дружеские отношения с Ульрихом, рассказывает Ши: «Думаю, он может подтвердить, что я был голоден до обучения, усерден, и делал всё с большой серьёзностью, а также очень уважал всё, что делал он». Штейн советует авторам, которые ищут себе учителей, «попробовать предположить, кто именно может понять ваши работы, и узнать об этих людях побольше. Посещайте их мастер-классы и лекции, записывайтесь к ним на портфолио-ревю. Выделите время на то, чтобы изучить их работы или проекты. И уже после этого старайтесь познакомиться».

Посещайте резиденции

В артистических резиденциях вы попадаете в окружение людей, занимающихся искусством. Соответственно, там много общения на эту тему, и легко завязываются самые разные контакты, возникают дружеские отношения. Таких возможностей оказаться в кругу людей искусства может не быть нигде больше. «Такое окружение провоцирует обсуждения и новые знакомства, как никакое иное», — говорит Ричард Барнс (Richard Barnes). «Для меня это было крайне важно в установлении сети контактов и приобретении дружбы, которая была гораздо длительнее, чем проживание в резиденции».

«Резиденция ведёт к выставке, выставка — к публикации, и это настоящая социальная сеть между организациями, которые делают возможным такой прогресс», — говорит Андерсон-Стали, для которой пребывание в резиденции Light Work в 2010 году стало «ключевым для карьеры», по словам фотографа. «Так много успехов произрастают из резиденций, и я по-прежнему думаю о Ханне Фризер (Hannah Frieser) и Мэри Гудвин (Mary Goodwin), с которыми работала там, как о наставниках, и они всё ещё помогают моей карьере».

Ши встретил Келли Качински, с которой подружился, в резиденции. «Если бы я добрался до неё (вне резиденции), она бы, скорее всего, была так занята, что не нашла бы времени выпить кофе», — говорит он. «Но сообщество в резиденции маленькое, и общение в нём тесное». Знакомство в резиденции переросло в дружбу. Недавно Качински порекомендовала Ши куратору музея, и сейчас идут переговоры о выставке.

Показывайте свои работы всем и каждому

Будучи молодым фотографом, Ульрих работал для Сары Хастед, когда она была директором в Howard Greenberg Gallery. Контакт сохранился, и, получая магистерскую степень, он связался с ней. Она посоветовала «показывать работы всем и каждому»: галеристам, кураторам, фоторедакторам и так далее. Этот совет «помог ослабить давление от встреч с профессионалами, как рассказывает Ульрих, «потому что я перестал возлагать на каждую встречу завышенные ожидания». Это также дало ему смелость добраться до людей, к которым в обычных условиях он не решился бы «подойти, поздороваться и спросить мнение о своих работах». «Эти встречи помогли получить профессиональные контакты и открыли впоследствии много возможностей», — говорит Ульрих.

Не надо бояться просить профессионалов о встрече, соглашается Сабина Мирлесс (Sabine Mirlesse), молодой фотограф, живущий и работающий в Париже. «Худшее, что может произойти — вам откажут или не ответят».

Показывайте работу по мере прогресса

Одной из причин, позволивших фотографу Ричарду Реналди (Richard Renaldi) провести на Kickstarter успешную кампанию по запуску своей книги «Трогательные незнакомцы» (Touching Strangers) (Aperture), было то, что он публиковал работы серии по мере их создания. Он начал работу в 2007 и показывал готовые фотографии, как в отпечатках, так и в социальных сетях по мере развития серии. «Когда, наконец, пришло время напрячься и дать работе настоящую жизнь, множество людей уже знали этот проект, и, я думаю, это было одним из факторов успеха».

Встречайтесь лицом к лицу

Несомненно, социальные сети и прочие цифровые удобства — фактор, упрощающий создание профессиональной сети. Но личные встречи на открытиях, лекциях, ревю и подобных мероприятиях дают возможности, воспроизвести которые «цифра» не в силах. «Я — преподаватель фотографии, и я считаю, что такие события, как ежегодная встреча Общества Фотографического Образования — великолепное место для встреч с людьми и для того, чтобы повидаться со своими бывшими учителями», — говорит Андерсон-Стали. «Но личное общение надо развивать с течением времени, и в случае, когда между встречами проходят годы, помогают социальные сети. Важно помнить, что контакты между людьми — вещь живая, форсировать их не надо».

Бен Хафф (Ben Huff), фотограф, живущий на Аляске, имеет немного возможностей для личных встреч с другими представителями фотографического мира. Он рассказывает, что, попав на портфолио-ревю в 2013 году: «Я разговаривал о фотографии с большим количеством людей, чем за последние лет восемь. Это было невероятно. После возвращения домой я понял, что такое общение стало моей потребностью». Хафф рассказал также, что, когда куратор Ларисса Леклер (Larissa Leclair) пригласила его показать работы в Китае, он встретил куратора Карен Ирвин (Karen Irvine) из Музея Современной Фотографии в Чикаго. Ирвин пишет эссе к его будущей книге, и Хафф уверен, что этого не случилось бы без личного знакомства.

Нельзя недооценивать силу социальных сетей

Хотя личные контакты между людьми часто дают близкую связь и возможность для диалога, которой нет в Интернете, последние очень важны, и два вида контактов часто взаимосвязаны. «Я могу вспомнить несколько случаев, когда я встречала кого-то в реальной жизни после того, как в Instagram появился взаимный интерес к работам друг друга», – говорит Холли Андрес (Holly Andres). «В каждом из этих случаев, мы радостно приветствовали друг друга. Это очень сильные эмоции, и я надеюсь, что они продолжатся».

Знакомьтесь с художниками, работающими в других техниках

Знакомства с художниками, работающими в других техниках выражения, помогают не только расширить круг общения, но и получить идеи для творческого роста. «Фотографический мир — это малая часть мира искусства», — говорит Ши. «Думать о том, чтобы попробовать себя в иных техниках, или иметь друзей и учителей, делающих это, даёт вам новый вызов в своём творчестве.... Мне думается, это очень важно».

Резиденции со смешанным составом художников — хорошее место для таких знакомств, говорит Барнс. «Вы встречаете человека, с которым, как вам кажется, у вас нет ровно ничего общего, и вы обнаруживаете: „чёрт возьми, у нас есть почва для сотрудничества!“. Так было со мной».

Сохраняйте контакты с учителями и соучениками

Мирлесс вспоминает, что в первый день аспирантуры, директор фотографической программы усадил студентов в аудитории и сказал им «хорошенько присмотреться друг к другу, потому что одноклассники в будущем останутся для нас одними из самых важных людей». Андрес говорит, что поддерживает контакт с «несколькими преподавателями» из института и аспирантуры, и считает их сейчас «близкими друзьями». Сейчас она не уверена, но говорит, что уже студенткой поняла, «что мои педагоги и ровесники будут важнейшей частью моей артистической среды на долгие годы», и поняла, как важно поддерживать эти отношения. Например, один из преподавателей написал обзор её выставки «Sparrow Lane» для Art In America, что «существенно повлияло на направление моей карьеры».

Формируйте подлинные отношения и дорожите ими, как сокровищем

Если вы думаете только о том, чем кто-то может быть вам полезен, вы уже взяли неверный курс. Правильные отношения очень ценны, говорит Штейн. «Люди, которые действительно понимают твою работу и готовы поддерживать её, совсем не обязательно те, о ком пишут в журналах. Они приходят из совсем неожиданных мест. Когда вы встречаете таких людей, дорожите этими отношениями, как сокровищем, и отвечайте им взаимностью. Эта энергия взаимодействия поможет вам», — говорит она.

«Людей, которых я считаю учителями, я также считаю друзьями, — говорит Андерсон-Стали. – Для того, чтобы отношения работали, надо просто быть хорошим другом».

«Поддерживайте как работу, так и жизнь других людей, — советует Рейес. – Никогда не пытайтесь строить взаимоотношения с мыслью о том, что вы можете получить. Вносите, образно говоря, что-то своё в "общий стол"».

Барнс говорит, что его взаимоотношения с Эйриком Джонсоном и двумя другими фотографами, с которыми он работал, Уиллом Мебэйном (Will Mebane) и Найджелом Пуром (Nigel Poor), прогрессировали от работы ассистента до дружбы по мере развития карьер всех авторов, потому что они серьёзно интересовались работой друг друга. «Это обоюдные отношения, — говорит Барнс. – Я получаю от них и пользу, и просто дружбу».

Оригинал на сайте PDN Online
Перевод с английского Александра Курловича