3 октября 2014, вершина горы Казбек, республика Северная Осетия – Алания © Дмитрий Сафронов

Многих начинающих фотографов волнует вопрос о профильном образовании – куда пойти учиться? О том, как учатся фотожурналистике в МГУ нам рассказал Олег Александрович Бакулин, заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

Олег Александрович, давайте вернемся к самому началу. Расскажите немного о кафедре.

Давайте. Наша кафедра была создана теперь уже в далеком 1962 году и выпускникам старших поколений она хорошо известна как «Кафедра техники газетного дела и средств информации». В 2012 году в ее названии был обозначен важный для нас вектор развития на последующие годы – мы стали называться «Кафедра фотожурналистики и технологий СМИ». Хотя, надо сказать, что как отдельное направление подготовки специалистов для индустрии СМИ фотожурналистика появилась на журфаке МГУ значительно раньше – в 1970-м году, то есть почти полвека назад. Сегодня фотожурналистика преподается на факультете студентам дневного и вечернего отделений (сейчас они называются бакалавры), а еще – слушателям одноименной программы профессиональной переподготовки. У нас на кафедре есть еще одно, весьма популярное у студентов направление – Дизайн СМИ. Наконец, оправдывая вторую часть в названии кафедры, для всех студентов первого и второго курсов наши преподаватели в течение почти двух лет проводят практические занятия по дисциплине «Мультимедийные технологии», которая, к слову, включают целый блок по основам фотосъемки.   

Пятьдесят лет – солидный возраст! Какие особенности преподавания фотожурналистики на кафедре Вы бы выделили?

Спасибо за вопрос. Во-первых, мы занимаемся научной деятельностью и результаты исследований преподавателей кафедры можно без труда найти страницах высокорейтинговых журналов или в материалах российских и зарубежных конференций. Во-вторых, мы не просто преподаем фотожурналистику как некую сумму практических навыков. Особое внимание наши преподаватели стараются уделять теоретическим аспектам профессии, изучению истории и закономерностей ее развития сегодня, в цифровую эпоху. Соответственно, знание теории, истории и современного состояния той темы, которую студенты выбирают в качестве диплома (сегодня дипломный проект называется – выпускная квалификационная работа или ВКР) у нас является обязательным требованием. Я думаю, что человек, который занимается, например, социальной фотографией, должен знать о Джейкобе Риисе, Льюисе Хайне и их последователях; уметь анализировать сильные и слабые стороны тех многочисленных социальных фотопроектов, которые снимаются сегодня в России и за рубежом. Думается, что это позволит значительно глубже погрузиться в тему, избежать стереотипов и возможных «самооткрытий».      

А кто же и когда обучается по направлению «Фотожурналистика»?

На модуль «Фотожурналистика» студенты проходят отбор на третьем курсе. Это означает, что к нам приходят люди, изучавшие журналистику и литературу, информатику, мультимедийные технологии и многие другие предметы, то есть обладающие, как сейчас говорят, хорошим бэкграундом. Само обучение длится два года, это третий и четвертый курсы. "Фотожурналистика" относится к числу индустриальных модулей (наряду с телевидением, радио, периодической печатью и др.). Параллельно с индустриальным, студент выбирает более узкоспециализированный, тематический модуль (например, спортивная журналистика). В этом году на наш модуль был конкурс – на двадцать пять мест подали заявления пятьдесят шесть человек.

Где проходят практику?

Конечно, прежде всего, это средства массовой информации федерального и регионального уровня, с которыми у факультета есть договор.  Некоторые студенты сотрудничают с фотослужбой факультета. Опубликованные во время практики фотографии и характеристики становятся основой для портфолио, которое студенты показывают на госэкзамене. Конечно, работы из этого портфолио, потом могут использоваться при трудоустройстве.  

Но кроме модуля для студентов дневного и вечернего отделений, на кафедре еще существует программа профессиональной переподготовки?

Да, такая программа была создана в начале 2000-х и вскоре она оказалась весьма востребованной. Чтобы на нее попасть, нужно пройти собеседование и принести портфолио – двадцать распечатанных работ. Обязательного требования, чтобы это была именно фотожурналистика, у нас нет, но хотелось бы, чтобы фотографии были связаны с человеком, событиями, которые происходят вокруг него, с его повседневной жизнью. Цель собеседования – понять, что человек пришёл по адресу и его интересует именно фотожурналистика. Занятия по программе начинаются в октябре, а заканчиваются в мае защитой диплома. Это настоящая студенческая жизнь, с двумя сессиями, зачетами, экзаменами и работой над дипломным проектом. Такие проекты можно условно поделить на три типа – это теоретическое исследование (допустим, слушатель хочет изучать историю фотографии или собирается писать о современных этических проблемах в фотожурналистике – это его право). Второй тип – это исследование плюс фотопроект, а третий представляет собой диплом плюс мультимедийный проект.

Вы общаетесь с Вашими выпускниками?

Конечно. Например, у нас регулярно проходят Дни Практики, на которые приходят наши выпускники. По-сути, уже после окончания университета создаётся своеобразная среда для общения: студенты разных выпусков обмениваются фотографиями, опытом и впечатлениями – это здорово. То, что некоторые из них заходят к нам годы спустя после окончания университета – это ведь тоже показатель нашей работы. Это значит, что у наших выпускников сохраняется личностное, человеческое отношение к журфаку и кафедре. Сразу вспоминается наш выпускник Дмитрий Сафронов вместе со своими согруппниками, которые взяли за основу символику журфака МГУ, придумали и изготовили флаг с изображением фотокамеры и надписью «ППП Фотожурналистика 2013-2014», который Дима водрузил на вершину Казбека, на высоту более 5 000 метров. Наверное, это тоже о чем-то говорит.

Вы упомянули про День Практики. Что такое «День практики»?

День Практики на кафедре уже долгие годы проводит Дмитрий Линников, наш преподаватель и руководитель фотослужбы факультета журналистики МГУ. По сути, это конкурс работ, на который студенты представляют свои фотопроекты. В этот день к нам приходят известные фотожурналисты, которые оценивают студенческие работы. Например, несколько раз в жюри конкурса принимали участие Сергей Киврин, Владимир Вяткин, Дмитрий Донской. Иногда о представленных здесь фотопроектах можно услышать весьма критические замечания, но я считаю, что это необходимый элемент в обучении и к критике надо быть готовым. Гораздо хуже, когда мимо твоей работы молча прошли, разве нет?

Если вернуться к вопросу выпускников. На сколько востребованы люди, получившие образование именно в сфере фотожурналистики?

Наших выпускников можно встретить в фотослужбах «Коммерсанта», ТАСС, РИА-Новости, многих СМИ федерального и регионального уровня. Некоторые из них развивают собственный фотобизнес. Но, как Вы понимаете, востребованность в немалой степени зависит и от собственной мотивации. Скажем, Кристина Кормилицына, окончившая несколько лет назад нашу программу профессиональной переподготовки, в 2017 стала одним из призеров World Press Photo, что, согласитесь, большой успех для фотожурналиста. Но за этой наградой стоит еще большой труд, упорство и, конечно, талант, если называть вещи своими именами.

А вообще Вы видите такое направление, как фотожурналистика, в будущем или мы двигается к некой новой медиажурналистике?

Мне представляется, что фотожурналистика, как настоящая и живая, творческая профессия, неизменно будет сталкиваться с различными вызовами, но, если мы вспомним историю фотожурналистики, эти вызовы были всегда. Проблемы манипуляций в фотографии, оплаты труда, нарушения авторских прав или безопасности фотожурналиста – принципиально не новы. Оценивая нынешний этап в развитии профессии, я склонен согласиться с теми экспертами, которые рассматривают его, как    «период трансформации», а не «смерти фотожурналистики». Как можно понять из некоторых публикаций, под «смертью» профессии нередко имеется в виду кризис традиционной модели оплаты труда фотожурналиста, что действительно является проблемой. Но что касается возможностей для творческой самореализации фотожурналистов, то я больше склонен согласиться с теми представителями профессионального сообщества, которые полагают, что сегодня они как никогда велики. Стоит хотя бы вспомнить о различных мультимедийных площадках, позволяющих наряду с фотографиями задействовать звук, видео, текст, инфоргафику и выкладывать свой проект в Сеть, а также использовать возможности краудфандинговых площадок для реализации и продвижения своей идеи.        

А на кафедре есть какие-то новые дисциплины?

У нас недавно появились основы видеосъемки – это небольшой, но мне кажется, очень полезный и важный блок. Наш преподаватель Мария  Ромакина рассказывает о фотографии в мультимедийном пространстве и о создании фотокниг. Мы пытаемся рассказывать о современных этическим проблемах фотожурналистики, то есть, стараемся держать руку на пульсе, настолько, насколько это возможно. Перспективными для себя мы считаем курсы, связанные мультимедийными технологиями, с правовыми аспектами деятельности фотожурналиста и экономикой профессии.

Олег Александрович, а интересные, может совместные с какими-то партнерами, проекты на кафедре бывают?

Да, сразу вспоминается наш недавний опыт сотрудничества с бельгийскими коллегами, со школой IHECS. У бельгийских коллег возникла идея создать совместный проект, который получил название "Мир глазами двадцатилетних". Студенты из России и Бельгии находили какие-то интересные сюжеты, связанные с их жизнью или жизнью их друзей, и создавали свои фотографические истории. Этот проект показал, что молодые люди из обеих стран думают о схожих вещах, переживают по схожим поводам и даже их мечты могут быть схожи. Например, один бельгийский студент работал над фотопроектом о юноше, мечтающем стать священником, а наш сделал историю о девушке, которая очень хотела стать космонавтом, то есть, хоть и по-разному, но оба героя мечтали о чем-то возвышенном. Мы увидели много интересных пересечений и фотографически эти истории получились любопытными. Они показали, что в действительности мы намного лучше понимаем друг друга, чем это может показаться.

Что Вы хотите сказать тем, кто только ещё мечтает о фотожурналистике?

Наверное, постараться побольше узнать об этой профессии и лишь после этого решить для себя, готовы ли вы к ней. Принципиально важно, чтобы каждый приходящий к нам учиться понимал, зачем ему это нужно, что он хочет знать и уметь на выходе, и был готов выполнять задания, переделывать, переснимать, выслушивать критику и… ещё раз переделывать. И еще – не бояться публиковать свои работы и отправлять их на фотоконкурсы. Если вы к этому готовы, то будем рады вас видеть в нашем доме на Моховой.

 

Олег Бакулин ©Ирина Зимина

Олег Александрович Бакулин — заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, доцент, кандидат исторических наук. Сфера научных интересов: история фотографии, фотожурналистика, мультимедийные технологии. 
Преподаваемые дисциплины: История зарубежной фотографии, Этика фотожурналистики в цифровую эпоху, Мультимедийные технологии.