Говорят, Москву ничем не удивишь, говорят, московские фотографы знают все и бывали везде, так что привозить в город новые фотографические события — бессмысленно, что, мол, теперь в Москве мультимедиа, а фотография… что фотография? Уже не в фаворе?

Только это не так. Фотография развивается независимо от чьей-либо доброй или злой воли, кто бы не пытался ее затенить. Такая у нее природа, световая. Все равно найдет дорогу к публике. И, раз уж «нет пророка в своем Отечестве», придется для начала найти дорогу к публике мировой и профессиональной, а там, глядишь, и свои подтянутся.

В Москве, мне приходилось слышать неоднократно, считают, что портфолио ревю — это когда уважаемый аксакал фотографии смотрит работы зеленых юнцов и ответственно заявляет, что не так и не тем и вообще невпопад. Спешу заверить, что такое бывает, но это в рамках школы и для студентов. Очень полезно. В приемлемых дозах. Но речь идет о том, что портфолио ревю — в переводе на русский — просмотр портфолио. И вопрос в том, кем, когда и зачем осуществляется просмотр. А также: кто, для чего и с какой целью это портфолио сложил.

В мире

Международные портфолио ревю проводятся в мире с 1970-х годов. Можно сказать, что все начиналось в Перпиньяне — на одном из старейших фестивалей документальной и журнальной фотографии, где форма встреч между редакторами журналов и фотографами складывалась стихийно, это была поистине ярмарка проектов; одна сторона — фотографы, предлагала свои отснятые материалы и (реже) еще не снятые идеи, другая — редакторы журналов и агентств выступала в роли «покупателей», будучи, на самом деле, посредниками между фотографами и публикой.

Самая успешная форма проведения портфолио ревю, получившая название «Место встреч» (Meeting Place), была выработана к началу 1990-х Международным фестивалем фотографии FotoFest в Хьюстоне.

Портфолио ревю в Хьюстоне — это место встречи фотографов и экспертов, которые могут помочь им в развитии карьеры. В свое время активные фотожурналисты Фредерик Болдвин и Венди Вотрисс участвовали в фестивалях в Перпиньяне, в Париже и там постепенно у них начала складываться идея собственного фестиваля, сотканного, как все хорошие идеи, из множества наработок предшественников.

В 1986 году FotoFest (организация основанная Болдвином, Вотрисс и их партнерами в 1983) открывает первую в США Международную биеннале фотографии, — FotoFest в Хьюстоне.

110 кураторов, издателей, редакторов журналов и фотоагентств, владельцев галерей, коллекционеров, влиятельных арт-критиков, представляющих Северную Америку и Европу, на две недели приехали на FotoFest, чтобы просмотреть портфолио фотографов на портфолио ревю Meeting Place. Тогда портфолио ревю прошло в отеле Warwick, символе старого Хьюстона, пребывание в котором всегда считалось знаком социального признания. Самим выбором места для портфолио ревю был подчеркнут его статус и задачи — сделать фотографию частью общественной жизни, дать отдельным авторам возможность получить высокое общественное признание.

Meeting Place становится одним из отличительных признаков FotoFest’a, и эту модель затем воспроизводят фотографические институции в Аргентине, Бразилии, Великобритании, Дании, Германии, Канаде, Колумбии, Мексике, Румынии, Словакии и в разных городах США. Начиная с 1986 года, Meeting Place дал старт карьерам сотен фотографов… В 2008 на портфолио ревю в Хьюстон собрались более 800 авторов из 38 стран и 140 экспертов из 22 стран; в 2010 — приехали более 1 100 авторов из 42 стран мира и 160 экспертов из 26 стран.

На просмотрах в Хьюстоне стартовала не одна блестящая фотографическая карьера. FotoFest также выступает соорганизатором портфолио ревю, проходящих под маркой FotoFest Meeting Place, в Берлине (2006), Пекине (2007) и Париже (2010, следующее — осень 2011).

Имена тех, кто смотрит портфолио, — своеобразные святцы современной фотографической сцены: Международный центр фотографии (ICP), Нью-Йорк; Музей современной фотографии в Чикаго; Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, Париж; Музей фотографии в Шарлеруа, Бельгия; Австралийский центр фотографии — и так более 100 институций.

В Москве

В Москве портфолио ревю пытались и делали по-своему и по-домашнему, вероятно, уверившись, что свой особый путь у нас повсюду, тем более, в фотографии. Еще в середине 1990-х на фестивале ИнтерФОТО директор фестиваля прекраснодушный Люшин Перкинс, великий американский фотограф в своем поколении и настоящий радетель русской фотографии, именем своим и авторитетом привозил заморских гостей, среди которых были фотографы первой величины, директора музеев, фестивалей, фондов… кто знал тогда в нашей стране, что от этих людей что-то в фотографии зависит? Про представителей агентств фотографии как-то понятнее: они что-то продают и могут что-нибудь купить… И тогда на безызвестных гостей, набравшись наглости и положившись на авось одновременно набрасывались десять-двадцать-пятьдесят (поверите ли? — я видела собственными глазами) российских автора. Где чей альбомчик фотографий, кому принадлежит коробка и даже рюкзак карточек? Вопросы в воздух, точнее, в гудящую толпу фотографов. Не говоря уже о проблеме коммуникации. Люди с английским разговорным были на вес золота и карьера (фотографическая) у иных складывалась угодно и пропорционально их оценкам с филфака. Спасибо тем англоязыким, сколько бы они ни строили собственные карьеры, перепадало от щедрот и ситуации в российской фотографии в целом. Древние времена, когда еще не было в стране ни домов, ни музеев фотографии ни в столице, ни в провинциях, а фотография уже была…

Зачем проводить?

Портфолио ревю — не конкурс, который проводится с целью выявить одного победителя, но платформа, позволяющая выстраивать новые мосты коммуникации.

Портфолио ревю дает фотографам беспрецедентную возможность показать свои работы ведущим деятелям мирового фотографического сообщества: кураторам крупнейших музеев, издателям, редакторам журналов, владельцам галерей, представителям фотоагентств, коллекционерам, влиятельным арт-критикам.

Как выбирать?

В мире только в 2011 году будет проведено более трех десятков портфолио ревю, заявленных как международные. И вопрос в том, чтобы суметь рассмотреть, подходит ли то или иное портфолио конкретному фотографу.

Во-первых, очень часто портфолио ревю являются частью (неотъемлемой и теперь практически обязательной) у серьезных фотографических фестивалей. Посмотрите, какова направленность фестиваля: фотожурналистика — естественно, портфолио ревю будет проводится, главным образом, для репортеров, журналистов и документалистов. Фестиваль с преобладающим уклоном в новые медиа — на портфолио ревю желанными будут художники, работающие на основе фотографии с новыми технологиями и конструирующие миры из фрагментов / слоев реальности нынешней.

Во-вторых, плата за участие в портфолио ревю, как ни странно это звучит для российских авторов, тоже является планкой (барьером), разделяющим портфолио ревю. Для нас это не очевидно, но факт: чем больше взнос, тем больше фотографов-любителей, воспитанных в прагматическом западном мире капитализма, не решаются подступаться к участию. Да, для русских такой подход не срабатывает: нам что очень дорого, что бесплатно — деньги в творческой среде имеют гораздо меньшее значение, чем в среде зарубежных (с запада от наших рубежей) коллег, а оттого, что московское портфолио ревю в этом году бесплатное, что очень дорогое хьюстоноское — все одно…

В третьих, посмотрите, кто ревьюеры — задайте сами себе вопрос: нужны ли именно эти люди Вам лично? Вы ищете издателей для книги, а в портфолио ревю участвуют галеристы и преподаватели университетов, или, наоборот, Вы ищете контакты с музеями, а в портфолио ревю участвуют кураторы из нескольких музеев, что Вы выберете? — Простая задачка, когда Вы сами готовитесь к участию в портфолио ревю.

Для кого Международное портфолио ревю в Москве?

Портфолио ревю в Москве — одно из важнейших событий на российской фотографической сцене за последние три десятилетия. В таком формате и масштабе портфолио ревю в нашей стране проводится впервые. Оно обращено ко всем, кто причисляет себя к российскому фотографическому сообществу: к действующим фотографам, к представителям музейной среды, к специалистам в области истории, теории, актуальной критики фотографии, к издателям литературы по фотографии, к кураторам фотографических выставок, специалистам разного профиля в области современного искусства, а также к широкой аудитории, интересующейся современным искусством, фотографией, визуальной культурой. Цели Международного портфолио ревю — поиск и личное представление талантливых российских фотографов и художников, работающих с фотографией, крупнейшим специалистам мировой фотографической и арт-сцены; просвещение и образование российского фотографического сообщества; организация новых творческих инициатив и строительство профессиональной инфраструктуры современной российской фотографии.

В Москве портфолио ревю пройдет в Центре современной культуры «Гараж» под эгидой Фонда «Айрис» в рамках проекта «В поддержку фотографии в России». Портфолио ревю проводится совместно с Международным фестивалем фотографии FotoFest в Хьюстоне, США и Информационным агентством РИА Новости.

На портфолио ревю в Москве организаторы приглашают наиболее влиятельных людей в сфере фотографии, чтобы представить им российских авторов. Фотографы имеют возможность пообщаться один на один с теми экспертами, которые могут содействовать в устроении выставки, публикации, дать совет, касающийся будущей карьеры.

Модели общества — модели фотографии

Исторически сложилось, что в России с советских времен тянется оппозиция двух начал: официальное — неофициальное; репортаж — арт-фотография, — сохраняется так называемая биполярная картина мира, в данном случае, фотографического. В Европе и в Америке, где фотография за сорок последних лет проделала грандиозный путь к утверждению себя одной из основ современной визуальной культуры, модель фотографии уже давно многополярна, на территории фотографии есть места разным направлениям, которые не борются, но занимают различные ниши, взаимодополняют друг друга. 

Собственно, портфолио ревю и является иллюстрацией такой сложной структуры функционирования фотографического мира, где есть своя иерархия, но где существует единая платформа для понимания друг друга, базис для поддержки и роста фотографов… Наверное, поэтому проведение Международных портфолио ревю за пределами Америки и Европы, не важно, в Китае ли, в России или в странах Ближнего Востока является символом перемен, интеграции локальных фотографических сообществ в мировой контекст…