В конце 1960-х, Паркс снимал молодого активиста, который занимался организацией избирателей, выступлениями на митингах и защитой права темнокожих на самоопределение.


Стоукли Кармайкл, Лаундс, Алабама, 1966


16 Июня 1966 года Стоукли Кармайкл, только что избранный главой Студенческого координационного комитета ненасильственных действий (SNCC), присоединился к маршу Мередита против страха в Гринвуде, Миссисипи.Кармайкл, рядом с такими лидерами, как Мартин Лютер Кинг и Фанни Лу Хеймер, решил продолжать многонедельный марш протеста, начатый активистом, борцом за право голоса Джеймсом Мередитом, а которого, во время его одинокого пути из Мемфиса в Джексон, стрелял белый расист. В тот вечер перед толпой Кармайкл схватил микрофон и сказал: «Мы говорим о свободе уже шесть лет, и у нас ничего нет. Теперь наши слова – это Black Power!» И участники марша стали декламировать эти слова.

Белый истеблишмент не был доволен выступлением Кармайкла, и фотографии, сделанные во время его речи, не развеивали этого страха. Фотограф Боб Фитч снял Кармайкла, когда он оскалил зубы во время энергичной жестикуляции, его черты были подчёркнуты, как у злодея в немом кино. Новостные агентства предостерегали от роста обратного расизма, а опросы показали негативную реакцию белых в ноябре того же года, когда многие англосаксы интерпретировали «Black Power» как призыв к насилию.


Без названия, Уоттс, Калифорния, 1967

 


Во всей этой неразберихе, Гордон Паркс повстречал Кармайкла в Беркли, работая по заданию «Life», в котором он был первым темнокожим в штате. Этот выпускник Vogue так впечатлился Кармайклом, что продолжил следовать за ним весь следующий год. Пять фотографий проиллюстрируют материал Паркса в Life 1967 года, «Whip of Black Power». Часть фотографий из статьи были приобретены Музеем изящных искусств Вирджинии, в то время как остальные, а также контрольные отпечатки, не выставлялись и не публиковались до тех пор, пока Музей изящных искусств в Хьюстоне не сделал в 2022 году выставку «Гордон Паркс: Стоукли Кармайкл и Black Power» (Gordon Parks: Stokely Carmichael and Black Power) , сопроводив её публикацией каталога.


Паркс хотел показать характер Стоукли Кармайкла как живой, многомерной личности.


«Когда я приехала в Хьюстон, проект Паркса был в моём списке. Я посетила Фонд Паркса в Плезантвилле, Нью-Йорк, и сразу же поняла, что именно этот проект мы обязательно должны сделать», — недавно сказала мне заместитель куратора отдела фотографии Лиса Вольпе. «Он так удачно резонирует с движением BLM, и со всей долгой историей борьбы за гражданские права. Я ухватилась за эту возможность».

Вольпе отмечает, что поначалу Паркс подвергал сомнению идеи Кармайкла. В Life, он допытывается призывает ли тот к насилию, – обвинение, которое Кармайкл активно отвергает, хотя он и говорит о необходимости самозащиты для темнокожих. Паркс постепенно теплеет в отношении концепции «Black Power», заканчивая своё эссе неподдельным восхищением в отношении Кармайкла, и фотографии, сделанные им, явно спорят со сделанной «для сенсации» работой Фитча. В фотографии «Стоукли Кармайкл, Лаундс, Алабама (1966)», Паркс заснял Кармайкла, агитирующего в Лаундс, где, несмотря на 80% темнокожего населения, из-за насилия со стороны белых, зарегистрированных цветных избирателей не было. Кармайкл помог им создать Организацию свободы округа Лаундс, выступающую за право голоса, маскотом которой стала атакующая чёрная пантера. Снимая Кармайкла на деревенской гравийной дороге, Паркс обратился к своему прошлому фотографа моды, выделив армейские ботинки активиста и его пуловер с изображениями кошек, который позже будет принят а движении Чёрных Пантер.


Офис SNCC, Атланта, Джорджия, 1967

 


По мере того, как Вольпе просматривала контактные отпечатки Паркса, она находила множество изображений, открывающих детали, позволяющие зрителю познакомиться с миром Кармайкла, ориентированным на его миссию. Фотография 1967 года показывает мужчину, охраняющего сцену во время ноябрьского митинга в Уоттсе, Лос-Анджелес; одетый в лёгкий серый костюм, он сосредоточенно говорит по рации, в то время как большая толпа сидит на земле в ожидании выступления Кармайкла. Другая фотография изображает офис SNCC в Атланте, стены которого обвешаны листовками и памфлетами, одна из листовок гласит: «Чёрная Пантера идёт!» (The Black Panther Is Coming!)

Паркс сопровождал Кармайкла в его путешествиях на автомобиле, приводивших его в самые разные места. Из одной из таких поездок он привёз фотографию активиста, проезжающего за рулём через город и смеющегося вместе со своими невидимыми спутниками. Исследовав вопрос, Вольпе выяснила, что Кармайкл обычно сидел за рулём, так как был обучен вождению в сложных ситуациях. «Стоукли всегда хотел сидеть на месте водителя, потому что это позиция ответственности, и он заботился о своих коллегах по SNCC», — говорит она.

Кармайкл умер в 1998 году, но его слова во многом живы и сегодня. Документальный фильм 2022 года «Лаундс и дорога к Black Power» (Lowndes County and the Road to Black Power) был недавно приобретён стриминговым сервисом Peacock; Новообразованный Black Migrant Power Fund стремится поддерживать некоммерческие проекты, сфокусированные на мигрантах и управляемые темнокожими. Художник Хэнк Уиллис Томас недавно воздвиг в сквере Лафайета в Нью-Орлеане свою монументальную скульптуру «Вся власть – всем людям» (All Power to All People) (2017) сочетающую в себе укладку для волос с приветствием Black Power. Фотографии Паркса для Life – важная часть архива Кармайкла и Black Power.

«Паркса беспокоило то, что подавляющее большинство читателей Life – белые», – говорит Вольпе. «Но он понимал,  что именно его голос может очеловечить  образы таких людей, как Стоукли Кармайкл, ранее показывавшихся в одномерном и негативном виде. Он хотел нарисовать истинный характер Стоукли как сложной, многомерной личности. И, в конце концов, вы видите подход Паркса к Black Power, которую он интерпретирует по-своему.


Без названия, 1967

 


Оригинал статьи
Перевод с английского Александра Курловича