Африканский слон прогуливается по Манхэттену. Изготовлено нейронной сетью Stable Diffusion под управлением Андрея Безукладникова с последующей имитацией фотопленки Ilford XP2 super 400 в приложении Dehancer Photo.

Историю фотографии можно считать завершенной в 2022 году. Нет, фотография не исчезла, как не исчезла и живопись в 1839 году. Живопись с того момента превратилась в особую антропологическую практику, занимающуюся не столько отображением, сколько переосмыслением, дискуссией, исследованием, построением концептов. «Живописным» остался только инструментарий.  

Эта «беда» с живописью случилась, конечно, не из-за фотографии. Изобретение фотографии лишь ознаменовало новый уровень развития мышления, согласно которому процедура наблюдения контейнировалась до небольшой коробки (в пространстве), и до одной доли секунды (во времени). Но у живописи было украдено главное – очищенный до состояния аксиомы механизм наблюдения и отображения.  

Несмотря на заложенные в этом механизме ограничения, фотография без малейших стеснений смогла переосмыслить классику, с легкостью и наравне с холстом чувствовала себя в преображающем модернизме, и особенно уверенно поселилась в практиках эпохи постмодернизма. 

В 2022 году случилось нечто новое, не предвиденное. Из описанной процедуры как класс было исключено наблюдение. Текст, идея, мысль, минуя процедуру наблюдения, теперь сразу трансформируются в изображение.  

До недавнего времени нам наивно казалось, что зашитая в изображении миметическая способность визуального спаяна с физическими возможностями зрения, оптики, и как следствие – стиля, ракурса, метода наблюдения. И мы упустили момент, когда оптика оказалась переложенной в код и лишенной своей физической основы. Сиамские близнецы, наблюдение и изображение, оказались разделенными с помощью новой программной нейрохирургии. 

Мы ожидали чего угодно. Философы, критики, исследователи изобретали новые «оптики», скользили в пространстве метафор, но никто не ожидал, что из жизни будет изъята оптика физическая, тот самый набор стекол в конструкции любого фотографического объектива. Да, Canon, Nikon и прочие производители не перестанут заполнять рынок все более совершенными «стеклами», но теперь их работа для жизни визуального не является строго необходимой.